Случай в бухте Теляковского. (Унесенная ветром) Статьи журнала

5

Этот поход в августе 2007 года врезался в память навсегда.

19 августа 2007г. Воскресенье. Провиант, вода и топливо загружены еще с вечера. Сегодня выходим в поход на полуостров Гамова. На море штиль. В 12 часов вышли из гавани под мотором.

По установившейся традиции Алена стоит первую вахту на руле. За несколько навигаций мы прошли с ней много сотен миль. Знаю, что в любую погоду и при любых обстоятельствах она не подведет. Она моя постоянная спутница и надежная помощница.

Когда миновали остров Уши, пришел W-SW ветер, позволивший нам дойти под парусом до острова Рикорда. Далее лежат острова Кротова¸ Cергеева и Моисеева. Пролив между островами Сергеева и Моисеева мелководен. В спокойную погоду пройти его на яхте с осадкой не более 1.5м можно безопасно, но не сегодня. Обходим островок с востока и уже в глубоких сумерках вошли в лагуну острова Желтухина. Отдали якорь в 1кбт от берега. На острове большой табор. Горят костры, мечутся огоньки фонариков, слышится громкая музыка, которая очень дисгармонирует с притихшим морем и звездным небом. Теплый и влажный субтропический воздух ощущается на щеке. Несколько ярких падающих звезд прочертили небо. Третья декада августа – время звездных дождей.

20 августа, понедельник. В 8.30 пришел слабый ветерок от N. Дернули парусишко, обошли с востока приметный кекур, повернули к югу, но далеко не продвинулись. Ветерок чего-то испугался и скис. Надолго. Мы заштилели в 1 миле к югу от острова Желтухина. Гладкая, как скатерть голубовато-серая поверхность моря простирается во все стороны, солнце пригревает. Ждем ветра.

Откуда-то из-под скал, окаймляющих с юга о. Желтухина, появилась моторка. «Прогресс» направляется к нам. На борту двое, один в черном, влажном еще, гидрокостюме. Подошли к нам близко, предлагают купить гребешка и осьминога. Пять крупных ракушек мы купили, они пойдут нам на обед. На дне лодки лежал осьминог с размахом щупалец около 1.2 метра. Он выглядел не живым. Было жаль обреченного моллюска. У нас появилась было мысль купить его и выпустить в море, но по всем признакам осьминог был уже не жилец. Покупать его на пропитание мы не стали.

Часа через два пришел ветер от S-SW. Он притащил густой туман. Вокруг не видно ни одного клочка суши. На всякий случай, вывесили уголковый радиолокационный отражатель. К двум часам ветер усилился. Идем к острову Стенина. Около 15 часов подошли к его северо-западной оконечности. Туман чуть приподнялся. Видимость 3-4 мили. Остров Стенина покрыт белоснежным одеялом тумана. При усиливающемся ветре, идем дальше. Показался из тумана остров Большой Пелис. Сначала низкая галечная коса у северного берега, а потом и весь остров. Ветер стал порывистым и резким. Яхта стремительно летит, ватервейс правого борта в воде. Почти вплотную подошли к косе. Тут под прикрытием острова положили яхту в дрейф, взяли риф на гроте и продолжили путь.

Сильный южный ветер создает короткую злую волну. Лодка на ходу сильно ударяется днищем об воду. Это неприятное явление называется слеминг, и для нашего 38-летнего ветерана — «фолькбота» это трудное испытание. Клинкерная обшивка скреплена медными заклепками. От бесконечных ударов днищем об воду доски немного расходятся, появляется водотечность. Хотя ясно, что лодка находится в своей стихии, сделана добротно и ничего плохого с ней произойти не должно.

Несколько раз меняем галсы, упрямо пробиваясь навстречу ветру. К моменту, когда подошли к кекурам на юго-востоке Большого Пелиса, ветер и волнение как будто поутихли.

1

Кекуры на юго-восточной оконечности о. Большой Пелис

В опалесцирующем тумане проглядывают черные экзотические скалы, иногда, сквозь клочья тумана ненадолго открывается низкий перешеек, с остовом строения без крыши (бывшая гарнизонная баня), и высоким ДОТом, сложенным из природного камня. Дот находится сразу позади пляжа.

У окончания «каблука» (остров Большой Пелис на карте напоминает очертаниями сапог) делаем длинный контргалс к E-SE, а затем поворот на генеральный курс к мысу Гамова. Много работы с жесткими от морской соли стаксель шкотами, ладони просто горят.

Обогнув остров, можем держать курс 240 градусов вместо 228 по генкурсу. Скорость все время невысокая, не более 2,8-3уз. Продвигаемся к цели медленно. Вновь пришел густой туман. Видимость сократилась до 2кбт. Ветер и волнение встречные, продолжается слеминг.

Время идет. Опустились сумерки. Дрейф достигает 25-28 градусов. Нехотя делаем контргалс, и через 30 минут снова ложимся на генеральный курс.

Пишу так подробно, чтобы показать как непросто, порой, даются мили.

Мыс Гамова постепенно приближается. Незаметно сумерки переходят в ночь. Темно, ни зги не видно. Теперь нас ведет в бухту спутниковый навигатор. Ветер – все тот же «мордотык». Еще через полчаса волны уменьшились, нас уже прикрывает полуостров Гамова. До якорного места 2 мили. Еще несколько галсов и мы вошли в бухту Теляковского.

2

Мыс Теляковского, северный входной мыс бухты

Неожиданно туман приподнялся на несколько метров над водой, и мы увидели огни костров на берегу бухты. Итак, в половине первого ночи мы подошли к месту якорной стоянки. В полной темноте отдали якорь в 1,2кбт к северо-западу от Острова Томящегося Сердца. Убрали паруса, наводим порядок на палубе. Чайник на плите. Мы в безопасной гавани. Редкие звезды видны сквозь разрывы в тумане. В наступившей тишине вполголоса переговариваемся с Аленой. Мы довольны переходом и проявленным упорством.

21.08 вторник. Памятный день. Солнечное утро. На востоке стена тумана в виде высокой островершинной горы. Видим, что западный берег бухты густо заселен туристами. Северная часть бухты относится к заповеднику. Граница проходит по середине бухты.

После утренней приборки обязательное купание с борта. Бухта Теляковского славится своей удивительной красотой. Темно-зеленые сосны на светло-серых гранитных скалах радуют глаз. Прозрачные воды бухты имеют зеленоватый цвет. Сочетаясь с голубым небом и белыми облаками, все это рождает в душе праздничное настроение.

После завтрака мы решили ненадолго высадиться на островок. Переставили лодку ближе к нему. Глубина 9м. На море штиль. Вытравил 30м якорного каната, этого не достаточно, надо бы вытравить пять глубин, но мы ведь оставляем яхту не более, чем на 30 – 40минут, да и на виду она будет все время.

Прыгнули в надувнушку и через пять минут мы уже карабкаемся по скалистым склонам на выпуклую вершину островка. Часто приходилось бывать в этом замечательном месте, и каждый раз, когда я здесь бываю, я чувствую себя именинником.

Обошли с Аленой островок, сделали несколько фото, хотя дома в виртуальном альбоме сохранены сотни снимков этого острова, этих сосен, нефритовой воды бухты c силуэтом нашего парусника. Но каждое новое посещение этого сакрального места привносит новые нотки в восприятие: в разное время суток, при разном освещении — остров разный.

Искупавшись, погревшись на солнышке, мы вспомнили про изобилие грибов на материковом берегу в прошлые годы. Быстро переправились с островка на крупно-галечный пляж в 150м к юго-западу.

Вытащив лодку на гальку, начали карабкаться по тальвегу ручья на высокий утесистый коренной берег. В этот момент налетел сильный шквал от NW. Только что был штиль, и вот уже по верхам воет и гудит ветер, по воде полосами мечется темно-синяя рябь, зеленая поверхность бухты мгновенно покрылась белопенными гребнями.

Поднявшись на утес и углубившись в лиственный лес, мы прочесали полосу метров 50 шириной и метров 200 в длину. Грибов не было. Сильный ветер раскачивал кроны деревьев, рождая в душе тревогу за оставленную без присмотра яхту. К черту грибы! Решительно поворачиваем обратно.

Вышли на крутой мысок, густо поросший соснами. Их кроны закрывают обзор, но спустившись по склону к бровке, я увидел на горизонте в 1,5-2милях яхту без парусов. Я узнал бы ее из тысячи других! Шквал сорвал наш яхту с якоря, и теперь она беспомощно дрейфует в сторону открытого моря.

Отдаю Алене распоряжение, чтобы ждала меня на островке, а сам бегом спускаюсь по крутому руслу ручья, стараясь не оступиться на скользких камнях. Страха нет. Только решимость действовать. Быстро преодолеваю 150 метров, отделяющие меня от резиновой лодки. Она несколько сдулась, но подкачивать некогда. Сбрасываю ее на воду, выгребаю из ветровой тени мористее островка. Оглядываюсь, чтобы оценить расстояние до яхты и шансы догнать ее. Тут меня подхватывает ветер. Волна попутная. Она хоть и крутая, но не заливает лодку, не смотря на то, что диаметр баллонов всего 40см. По мере удаления от берега высота волн растет. Пока что лодка отыгрывается. В прохладной воде баллоны обмякли. Надо подкачать. Кладу помпу рядом с собой на фанерную банку. Подкачал секцию до нормального давления. Ветер волочит и тащит лодку, норовит поставить ее лагом. Можно не грести, надо только стараться одерживать лодку в разрез волне, для этого подрабатываю веслом.

Другая секция лодки тоже требует подкачки. Одной рукой выворачиваю шланг помпы, второй рукой одерживаю лодку. Штуцер шланга слишком туго завернут в ниппель, из-за этого шланг вывернулся вместе с ним. Я заметил это слишком поздно. Раздалось жуткое: Ш-Ш-Ш! Моментально затыкаю отверстие ладонью, бросив пока весло. Второй рукой выворачиваю ниппель из штуцера помпы. Теперь нужно, убрав ладонь, зажимающую зияющее отверстие, вставить в него ниппель, стараясь чтобы за эти несколько секунд, как можно меньше воздуха вышло из баллона. Момент был ответственный. Все же мне удалось четко проделать эту манипуляцию: быстро вставить и завинтить ниппель, при этом неизбежно еще часть воздуха из баллона стравилась. Лодка совсем обмякла. Но три десятка качков помпой привели ее в норму. Непосредственная опасность миновала. Теперь могу полноценно грести обоими веслами, помогая ветру. Оглядываюсь назад – яхта все еще далеко. До нее метров 800-900, но есть спокойная уверенность, что скоро догоню ее.

На мне только плавки, однако холода не чувствую. Солнце греет по-летнему. Ветер с берега теплый. Постепенно догоняю беглянку, до нее остается 200-250 метров. Мысль работает в одном направлении: догнать яхту, если промахнусь, выгрести против ветра будет невозможно, а до Японии далековато. Ветер и волны выносят меня прямо к борту. Яхта дрейфует лагом. Якорный канат вытянут с носа горизонтально. Видно как якорь массой 12кг планирует почти по поверхности воды. Очевидно, он эффективно замедляет дрейф. Прямо-таки — «плавучий якорь». Конечно, длинный фальшкиль тоже существенно тормозит дрейф.

Оказавшись у наветренного борта, я зацепился за комингс кокпита и взобрался внутрь, следом затащил надувнушку. С этого момента я полностью владею ситуацией. Cамое сложное позади.

Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Прошло около часа, как я начал преследование. Крутые полутораметровые волны валяют яхту с борта на борт. Надо действовать дальше. Быстро побросал из кокпита в каюту вещи, оставленные с утра сушиться. Чтобы успокоить Алену, поднимаю на ахтерштаге флаг. (Позже, она рассказывала, что уже через 10-15 минут потеряла из виду зеленую резиновую лодку среди сине-зеленых волн).

Теперь надо зарифить и поднять грот. Якорь пока не выбираю, пусть тормозит дрейф. Затем запускаю на холостых оборотах двигатель и поднимаю грот. Лодка привелась к ветру. Быстро выбрал якорь, уложил и закрепил его на носовой палубе, включил ход и выбрал гикашкот. Преодолевая ветер и волну, яхта получила ход. Войти непосредственно в бухту не удается. Сила ветра не менее 28-30узлов. Восьмисильная «Yamaha» помогает парусу. Закладываю длинный галс к острову Максимова, находящемуся в 4-х кбт к NE от мыса Теляковского. Там под прикрытием берега делаю поворот оверштаг и длинным галсом захожу в бухту, но до островка, где меня ожидает Алена еще больше мили. В бухте приходится бороться больше с ветром, чем с волной. На одном из галсов из-за крена винт оголяется, мотор отчаянно начинает реветь, следующая волна затыкает ему глотку. Так под парусом и мотором через 1час 20минут, я подошел к острову, где экипаж воссоединился. Встреча была радостной.

Вывод из этого происшествия простой: надо педантично следовать рекомендациям хорошей морской практики. Всегда надежно становиться на якорь, даже если стоянка планируется не продолжительная, и вы покидаете борт ненадолго.

После всех треволнений, мы отдали якорь на обычном своем месте в 1,2кбт к N от островка. Навели порядок на борту и в каюте. Ветер начал успокаиваться, хотя еще несколько раз срывался резкий норд-вест. К вечеру стало прохладно, температура воды с 25 градусов понизилась до 19. Ночь была ясная и ветренная. Яркие звезды мерцали на черном бархате неба.

22.08 среда. Утром солнышко как обычно разбудило меня, заглянув в рубку через открытый люк. Прикрывшись от него рукой, я почувствовал на ладони тепло. Ветер улегся. Водичка тихонько хлюпает под бортом, лишь иногда пронесется где-то над сопками запоздалый шквалик, и -опять тишина.

Новый день готовит новые заботы. Надувная лодочка, привязанная у борта, сдулась и сморщилась. Надо ее подкачать, надо откатать воду из-под пайолов, покопаться в моторе, приготовить завтрак, перейти ближе к скалистому уступу, с которого очень удобно нырять. Так же надо пополнить запас пресной воды из ручья, просушить тряпье, добыть морских ежей, ради их вкусной и целебной икры, помыть корпус яхты от слизи ниже ватерлинии, сходить на рыбалку и, конечно, поснимать на камеру эти чарующие, почти гламурные виды.

Так прошел еще один день. Наступил вечер. Появились седые облака, они лениво плыли по небу. Мы сидели в кокпите, наблюдая, как из-за острова Большой Пелис восходит луна. Она зависла над островом и от него к нам протянулась серебристая дорожка. Легкий ветерок с берега доносит дым костров из благовонных сосновых веток. Слышны крики чаек и на фоне неба видны их мечущиеся тени. Влажный ароматный воздух дурманит сознание. Вокруг тишина и покой. Мы молча улыбаемся cвоему счастью.

***

Текст и фото: Александр Корецкий

Приложение. Виды бухты Теляковского

3

4

5

Солнце и ветер

 6

Pinus Funebris (cосна густоцветковая)

 7

 8

Остров Томящегося Сердца

 9

Галечный пляж на м. Теляковского

 91

Мыс Теляковского

 92

Вид с мыса Гамова на б. Теляковского

 93

Экзотический кекур к западу от б. Опасной. Мыс Гамова

   Текст и фото: Александр Корецкий

 Сборник рассказов А. Корецкого читайте  здесь

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *