День седьмой. Неожиданный финиш Новости

DJI_0062

Ночь, проведенная в бараке у урочища Санькин залив прошла спокойно. После ночевки в палатке на косе, сон в теплом зимовье казался сказкой. Единственным неудобством грозили стать мыши, следы присутствия которых мы обнаружили в охотничьей избушке.

0_138a20_ff78e8cf_orig

Перспектива такого соседства совсем не радовала, но была надежда на то, что именно этой ночью грызуны обойдут наше жилище стороной. Надежда оправдалась частично: посреди ночи грызуны обозначили свое присутствие характерными поскребами и шуршанием где-то в районе потолка, но, вопреки опасениям, до активных передвижений по нам спящим не дошли.

0_138a10_ab8d9d02_orig

Как обычно проснувшись задолго до рассвета мы отправились исследовать побережье в погоне за лучшими кадрами. Взяв курс на сам Санькин залив, до которого вчера не дошли лодкой совсем немного, мы продвигались по тайге вдоль берега.

0_138a16_fbf3fc63_orig

Зарождавшееся утро открывало все прелести девственного леса верховий Бикина. Пройдя около километра, мы очутились в светлом и стройном березняке. Через пару сотен метров он вдруг сменился темным и немного жутким еловым бором, практически лишенным подлеска, но устланным мягким ковровым мхом. Повсюду, на каждом шагу мы ощущали под ногами его мягкость, и даже отжившие свое мощные деревья, рухнув на землю, были поглощены им.

0_138a25_77532758_orig

Неотвратимое время сделало мертвые стволы мягкими под стать наросшему на них мху, и то и дело наши ноги проваливались в их трухлявую материю. Пройдя еще, поодаль мы обнаружили звериную тропу, ведущую к побережью: по всей видимости, косулий или изюбриный отряд добирался этой дорогой испить из Бикина чистой водицы. Вдоволь нагулявшись и набрав очередную порцию первоклассных кадров, мы вернулись в барак, чтобы через некоторое время дать старт финальному марш-броску в верховья.

0_138a15_f5b28a9f_orig

Накануне мы твердо решили подниматься вверх по реке столько, сколько позволит нам ее полноводность. И вот, вскоре заведенный мощной рукой нашего проводника лодочный мотор ознаменовал этот старт. Мы двинулись навстречу финишной черте нашего подъема.

0_138a1a_f142b56c_orig

За ночь уровень воды в реке сильно упал, и движение вверх лодке давалось с большим трудом. Все чаще проводник сгонял нас на нос лодки, чтобы таким образом приподнять корму и обезопасить мотор от встречи с каменистым дном. Однако и это не всегда срабатывало, а потому характерный звук удара винта об камень или корягу доносился все чаще. В некоторых местах было настолько мелко, что перемещения на нос уже не помогали, и нам приходилось по пояс в воде проводить лодку через отмель.

0_138a27_9b01675c_orig

Это отнимало много сил и времени. За два часа мы продвинулись не больше, чем на 5 километров от места старта. Но мы не отчаивались и стоически переносили выпавшие трудности, с надеждой, что выше река будет более приветлива к своим покорителям.

0_138a2d_44d82751_orig

Эту надежду подпитали рыбаки, на надувных лодках спускавшиеся с верховий, которых мы встретили по пути. Накануне в Улунге мы слышали о них, а точнее о том, что заброшенная вертолетом на речку Аду сплавная группа из пяти человек не появилась в назначенном месте в назначенное время. На их поиски даже собирались высылать вертолет, однако буквально перед его отправкой пропавшие рыбаки все-таки вышли на связь и сообщили, что с ними все хорошо, а причиной задержки стал непроходимый залом в самом начале пути. И вот мы встретили их — заросшие, усталые, но, по всей видимости, довольные хорошим уловом, они спускались вниз. Узнав, куда и зачем идем, они обнадежили нас, сказав, что выше по реке еще можно пройти по воде.

0_138a0f_f09cfb08_orig

С новой надеждой мы двинулись дальше, но это продолжалось недолго. Наше плавсредство с трудом прошло еще два залома, но уже следующий окончательно закрыл путь к заветной цели. Огромное бревно посреди реки в районе ручья Северный Проточный стало нашей финишной чертой. Преодолеть эту преграду мы оказались не в силах. Так, в 80 км от желанной цели мы вынуждены были повернуть назад. С горечью и досадой, но с чистой совестью. Мы сделали все, что могли, но река распорядилась по-своему, и нам пришлось смириться с ее волей.

DCIM100GOPROG0012472.

В угнетенном настроении мы вернулись в барак у Санькиного залива. Впервые за время экспедиции не знали, на что еще потратить оставшееся до темноты время. Но вскоре нашли, чем себя занять, — отправились ловить рыбу.

0_138a29_5294d572_orig

Нужно сказать, что за неделю, проведенную в этих местах, мы успели без памяти влюбиться в рыбалку. «Рыбность» здешних мест каждую осень привлекает на Бикин сотни рыбаков со всего Приморья и соседних регионов. Как я уже писал, рыбаков, как правило, забрасывают вертолетами в среднее и верхнее течения Бикина, а также на Улунгу и Зеву, откуда они собственными силами или с помощью нанятых аборигенов рассредотачиваются по ключам и протокам, чтобы заняться любимым делом. Реже кудесников удочки забрасывают на труднодоступную речку Аду, откуда они сплавляются, попутно рыбача. Основные объекты рыбацкого спроса на Бикине — хариус и ленок.

0_138a33_b4bd266f_orig

Более мелкий хариус идеально подходит для жарки и вяления, но не испортит и любую уху. Еще эту серебристую с красными пятнышками рыбу часто коптят в импровизированных коптильнях, имеющихся практически в каждом береговом бараке.

0_138a2e_85b2a06d_orig

Более крупный ленок имеет мягкое белое мясо с отличными вкусовыми качествами. Крупный размер и структура мяса этой рыбы делают ее не лучшим вариантом для сковородки, но прекрасно сочетаются с ухой. Именно из ленка удэгейцы предпочитают готовить талу — блюдо из сырой рыбы. Выловленного ленка потрошат, отделяют мясо от костей, после чего употребляют в сыром виде с луком, сдобрив солью или соевым соусом. К слову, для копчения ленок тоже не очень подходит, и, чтобы довезти его до большой земли, рыбаки просто засаливают его.

0_138a22_1dba366b_orig

Еще одним объектом рыбацкого фарта на Бикине является таймень. Поймать эту огромную по местным стандартам рыбу непросто и под стать только большому профессионалу рыбной ловли, вооруженному соответствующим оборудованием. Таймень является трофейной рыбой и поймавший его рыбак, зафиксировав свое достижение на фото, отпускает рыбу восвояси, то есть в реку. Однако не всегда этот ритуал человеческого тщеславия происходит быстро, и это время стоит могучей рыбе жизни. Все бы ничего, но не обладающую особенными гастрономическими свойствами рыбу порой даже не употребляют в пищу, так и оставляя гнить на берегу.

0_138a1f_9dc633f3_orig

И все же рыбалка на Бикине — это ни с чем не сравнимое удовольствие. Ее прелесть в том, что даже самый неопытный рыбак, вооружившись простейшей удочкой с поплавком, не останется здесь без улова.

0_138a1e_f897a7a_orig

Не стали исключением и мы: пара десятков хариусов и шесть среднего размера ленков, немного скрасили разочарование от такого раннего финиша.

Вдоволь порыбачив, мы вернулись в барак и на ужин ели вкуснейшую жареную рыбу. Здесь мы проведем еще одну ночь, чтобы завтра отправиться в обратный путь. Нам предстоит вернуться в Улунгу, чтобы воплотить в реальность новые творческие планы, а также связаться с большой землей — впервые с начала экспедиции.