Бухта Миноносок. История одного исследования-2 Статьи журнала

3

Из лоции Амурского залива:

Бухточка Миноносок вдается в северо-восточный берег бухты Северная. Ширина наиболее узкой части входа в неё — 185 м., ширина фарватера — 55 м. Глубины на входе от 3-х до 5-ти метров, в средней части 3-4 метра. Грунт ил, местами песок и ракушка. С юго-запада бухточка ограничена узкой косой, отходящей от оконечности полуострова Янковского. Коса состоит из гальки, ракушки, валунов и поросла лиственным лесом. В просторечии — Миноноска.

Вот так этот район отображается на современной штурманской карте:

2

А вот так она выглядит со спутника Гугл:

1

Существует три «народных» версии происхождения названия бухты:

1. Бухта была так названа, потому что здесь находилась база миноносок.

2. В этой бухте скрылась от преследования японскими кораблями миноноска российского флота. В тот день был туман, а у японцев не было детальных карт этих мест. Для того чтобы быть более незаметными на миноноске срубили мачты.

3. Бухта названа так, потому что в ней укрылся от шторма миноносец, который шёл во Владивосток после Цусимского сражения.

Попробуем в них разобраться. Кстати, скорее всего, название «бухта Миноносок» нужно читать не как имя собственное, а как «место, где базировались миноноски», как, например, «бухта эсминцев» или «бухта крейсеров».

Итак, ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ

Бухта была так названа, потому что здесь находилась база миноносок.

Начнём с самого слова «миноноска».

60-70-е годы XIX века характеризовались настоящей «минной лихорадкой», вызванной временным преобладанием брони над артиллерией. Вначале носители шестовых, буксируемых и метательных мин назывались «минными баркасами», «минными катерами», «минными лодками» или «минными шлюпками».

Официально термин «миноноска» появился в документах Морского министерства после приказа генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича от 15 апреля 1878 года: «Миноноска — специальное минное судно водоизмещением от 20 до 100 тонн, вооружённое минами или торпедами.»

В Российском императорском флоте несли службу 111 миноносок разных типов: «Ярроу», «Бомба», «Ракета», «Касатка», «Подорожник», «Галка», «Селезень», «Кефаль», «Щука», «Скумбрия» и номерные, которые были заказаны Россией в разных странах. Базировались они на Балтийском и Чёрном морях.

3

4

Главным качеством миноносок была большая скорость хода. Это достигалось за счёт облегчения корпуса судна, который строился из тонких листов стали, машин особой системы, а также специального гребного винта.

За лёгкость пришлось платить прочностью — палуба под ногами моряков прогибались, борта при боковой волне то вгибались внутрь, то раздавались в стороны.

Миноноски вооружались приспособлениями для использования мин четырёх видов:

1. шестовые мины — мина, закреплённая на 9-метровом шесте перед минным катером, взрывающаяся при таране. Атака обычно производилась ночью.

5

 

Можно попробовать представить себе, что собой представляла такая атака – на небольшом судёнышке нужно было незаметно подкрасться к вражескому кораблю и ткнуться в его борт палкой с миной на конце.

2. буксируемые мины — миноноска проходила перед кораблём противника, буксируя мину на сорокаметровом тросе. Надо думать, что корабль противника пытался потопить миноноску всеми возможными способами.

3. метательная мина — миномёт метал мину с 25 кг. динамита на расстояние до 30 метров.

4. самодвижущаяся мина (торпеда) Уайтхеда в подвижных или неподвижных минных аппаратах

6

Первые четыре миноноски были отправлены из Одессы во Владивосток в июле-августе 1880 года. Их планировали использовать для организации подвижной минной обороны подходов к Владивостокскому порту.

Т.е. до 1880 года никаких «миноносок», как кораблей, на Дальнем Востоке не было.

Более того, целесообразность держать миноноски за сорок километров от Владивостока, пусть даже в очень удобной бухте, весьма сомнительна, поскольку первые же морские испытания показали, что собственно морских качеств у миноносок нет.

Так в отчете о плавании миноносок Черноморского флота контр-адмирал Баженов писал:

«Размеры судна, легкость корпуса и ненадежность машины делает их неспособными для плавания по морям. Переходы из одного порта в другой можно допустить только в случае самой крайней необходимости, приняв при этом всевозможные меры предосторожности».

Такого же мнения придерживался и флагманский минный офицер Балтийского флота лейтенант Калугин: «Нельзя и требовать, чтобы такие ничтожные по размерам суда при слабом до последней возможности корпусе и неисправностях в механизмах, могли бы уходить в открытое море не иначе как в штиль и на самом близком расстоянии от берегов».

Таким образом, версию о нахождении здесь базы миноносок, как «специальных минных судов водоизмещением от 20 до 100 тонн, вооружённых минами или торпедами» приходится признать несостоятельной по трём основным причинам:

1. слабая мореходность

2. удалённость от Владивостока

3. нецелесообразность, поскольку защищать в то время в этих местах было совершенно нечего. Даже маяк на мысе Брюса начал свою работу только в 1913 году.

ВЕРСИЯ, ВТОРАЯ

В этой бухте скрылась от погони японского противника миноноска российского флота.

Начнём с того, что на Дальнем Востоке у России, как государства, было всего два крупных МОРСКИХ столкновения с иностранными державами — во время Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. с кораблями Англии и Франции, и в русско-японскую войну 1904-1905 гг.

Версию с Крымской войной можно не рассматривать, поскольку миноносок в то время ещё не существовало. Напомним лишь, что это была война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства за подчинение Турции своему влиянию. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Конец XIX начало XX вв. были ознаменованы острейшей борьбой великих держав за последние куски не поделенного мира или за передел кусков, уже разделенных. На Дальнем Востоке в этом участвовали Япония, Китай, Корея, Россия, Германия, Франция, Англия и США. Так, например, Япония и Китай считали корейцев исключительно своими подданными.

7

США и Англия рассчитывали на то, что война в этом регионе приведет к взаимному истощению противодействующих сторон и если не устранит, то значительно ослабит конкурентов в деле их собственных грабительских планов.

Русско-японская война началась 8 февраля 1904 г. с ночной атаки эсминцев Японского императорского флота на корабли Первой русской Тихоокеанской эскадры Балтийского флота, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура.

Освещение хода русско-японской войны выходит за рамки нашего иследования, но о некоторых событиях всё же стоит упомянуть.

6 марта 1904 г. к Владивостоку подошла японская эскадра в составе семи крейсеров и встав возле полуострова Басаргина открыла по городу огонь из орудий. В течение часа японцы выпустили около 200 снарядов. Отряд из 4-х российских крейсеров вышел в море для отражения противника, но тот отошёл не приняв боя. Ущерб от обстрела был невелик. Крепостные сооружения не пострадали, в городе повреждения были также незначительными. Данные о количестве погибших в разных источниках несколько разнятся. Называется или одна погибшая – Арина Кондакова, или добавляются ещё пять легко раненых матросов от снаряда разорвавшегося во дворе казармы Сибирского флотского экипажа. Русские и иностранные издания иллюстрировали новости из Владивостока экспрессивными рисунками, не имеющими ничего общего с действительностью.

8

7 марта японская эскадра вернулась, но огня не открывала и вскоре скрылась в южном направлении.

Конечно можно допустить, что какая-то миноноска… каким-то образом… совершенно случайно… оказалась в этом районе… и, увидев на горизонте дымы японских кораблей… или получив радиограмму… скрылась в этой бухте… но, в 1904 году в этом районе не было НИ ОДНОЙ миноноски, поскольку все они находились в г. Николаевске-на-Амуре.

Так что, увы, и эта версия оказалось несостоятельной.

В заключение добавим, что ещё дважды, в ночь на 29 апреля 1904 г. и 15 апреля 1905 г. эскадра адмирала Камимуры ставила минное заграждение в Уссурийском и Амурском заливах, а также между островами Корсакова и Аскольд. В общей сложности было поставлено около 800 мин.

Последним крупным событием русско-японской войны было морское сражение в Цусимском проливе. Итак, версия третья.

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ

Бухта названа так, потому что в ней укрылся от шторма миноносец, который шёл во Владивосток после Цусимского сражения 1905 года.

Эту версию тоже можно было бы не принимать во внимание, поскольку никакая миноноска, при её никудышной мореходности и запасе хода без бункеровки, не смогла бы дойти до Владивостока. Однако в Цусимском сражении принимали участие МИНОНОСЦЫ.

Цусимское морское сражение — морская битва 27-28 мая 1905 года между российской 2-й эскадрой флота Тихого океана под командованием вице-адмирала З.П. Рождественского, и японским флотом под командованием адмирала Х. Того.

Русская и японская эскадры встретились в Цусимском проливе – это пролив между Кореей и Японией.

9

На тот момент задача русской эскадры состояла в том, чтобы прорваться во Владивосток, поскольку Порт-Артур пал и Первой Тихоокеанской эскадры, на помощь которой они шли, уже не существовало.

Задачей командования японского флота, было уничтожение русской эскадры.

В Цусимском сражении с российской стороны принимали участие девять миноносцев два из которых: «Бравый» и «Грозный», действительно, дошли до Владивостока.

На миноносце «Бравый» для маскировки срубили мачты, трубы перекрасили в белый цвет и не имея встреч с противником утром 17 мая дошли до острова Аскольд. Из-за полного израсходования угля команда бросала в топки деревянные части корпуса, рундуки, шлюпки, машинное масло и даже угольные мешки. Подняв с помощью воздушного змея антенну радиотелеграфа, «Бравый» связался с базой, и высланный навстречу миноносец привел его в порт.

Миноносец «Грозный» 6 мая дошёл до острова Аскольд, принял уголь и 17 мая прибыл во Владивосток.

91

Обратим внимание, что дошли до Владивостока 350-тонные корабли-миноносцы, а не маленькие лодки-миноноски, да и подошли они к Владивостоку со стороны Аскольда, а не Славянки.

Так что и эту версию происхождения названия бухты можно считать несостоятельной.

Здесь наше исследование зашло в тупик. Но ведь название-то есть! Значит есть и история его возникновения!

Более того, лет двадцать назад на входе в бухту водолазами был поднят со дна небольшой ящик со снарядами. При изучении и оттирании оных от ила прочитался год их изготовления. На разных снарядах он был разный, в том числе: 1897 и 1903.

Значит какие-то события с военными кораблями, вооружёнными артиллерией здесь всё-таки происходили! И, конечно же, после 1903 года.

Мы стали искать дальше и тут выяснилось, что к началу военных действий в Порт-Артуре из Петербурга на Дальний Восток по железной дороге было отправлено 13 подводных лодок: «Форель», «Сом», «Дельфин», «Касатка», «Налим», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Скат», «Осетр», «Кефаль», «Бычок», «Палтус», «Плотва» и «Щука», которые в то время назывались МИНОНОСЦАМИ!!!.

Первоначально их отправили в Порт-Артур для усиления прибрежной обороны. Но в пути поступило известие о капитуляции Порт-Артура, и лодки перенаправили во Владивосток.

92

При водоизмещении в 23 тонны они имели значительную для транспортировки длину – почти 22 метра! Трубу, мачту и ходовой мостик перед погрузкой на платформы снимали. Суда из воды на платформы поднимали кранами.

29 сентября 1904 года во Владивосток прибыла первая ПЛ «Форель», построенная в 1903 году в Германии фирмой Крупп и подаренная России в связи с заключением контракта на постройку трёх лодок типа «Е» («Карп»). 2-го октября ПЛ «Форель» была введена в строй Сибирской военной флотилии, став первой боеспособной субмариной России на Тихом океане.

93

«Форель» находилась в эксплуатации пять лет. 17 мая 1910 г. она затонула в бухте Золотой Рог. Лодку подняли, но при подъёмеей были причинены большие повреждения и 30 мая 1911 г. она была исключена из списков судов флота.

Итак, подумали мы, если бухта Миноносок не могла получить своё название ни от лодок-миноносок, ни от кораблей-миноносцев, то она могла быть так названа из-за чего-то связанного с ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ – «МИНОНОСЦАМИ»?!

Мы стали изучать вопрос более детально и тут выяснилось, что само понятие «подводные лодки» появилось 19 марта (по новому стилю) 1906 года, когда император Николай II повелел: «Числить подводные лодки как самостоятельный класс боевых кораблей», а Приказе от 10 октября 1907 года по Морскому ведомству в классификации кораблей российского флота, в частности, значились: миноносцы, эскадренные миноносцы, миноноски, минные заградители и подводные лодки.

В разные годы отряд подводных лодок именовался по разному: «Отдельный отряд миноносцев», «Отряд подводных лодок», «Отряд подводного плавания», «Отряд подводного плавания Тихого океана», «Дивизион подводных лодок Тихого океана», а с мая 1911 года — «Дивизион подводных лодок Сибирской флотилии».

Сколько-нибудь дальних походов лодки не совершали. Экипажи занимались стрельбами, отрабатывали погружения и всплытия, знакомились с береговой чертой, выходили на охрану побережья и несения дозорной службы в заливе Петра Великого. В том числе и в Славянском заливе.

94

Самой известной ПЛ того периода можно считать ПЛ «Дельфин».

95

История её, действительно, очень интересна и желающие могут её узнать, набрав в поисковике: «Миноносец №150».

«Дивизион подводных лодок Сибирской флотилии» прекратил свое существование 19 мая 1916 г. Подводные лодки, уже советские, появились на Тихом океане только в 1932 г.

Итак, наше исследование завершено. Если первые подводные лодки-миноноски появились во Владивостоке в 1904 году, и в 1905 году начали проводить обучение экипажей и отрабатывать как индивидуальные, так и совместные действия на случай будущей войны, а в 1906 году, после монаршего Указа, уже существовала официальная классификация разделяющая миноносцы, миноноски и подводные лодки, значит бухта Миноносок могла быть так названа только в 1905 году. Правильной оказалась, всё-таки, Версия №1. И никто ни от кого не убегал и не прятался от шторма.

Работа Виталия Ершова

PS (Постскриптум)

В июле 1939 года в бухте Миноносок была создана учебная военно-морская база. Туда из Владивостока была переведена шлюпочная база и дивизион учебных катеров, на которых курсанты частично проходили штурманскую практику.

В отряд учебных кораблей училища флот передал минный заградитель «Аргунь», гидрографическое судно «Партизан», эскадренные миноносцы и учебный корабль «Красный вымпел» (бывший «Адмирал Завойко»).

Сегодня бухта Миноносок – водный памятник природы учрежденный решением Исполнительного комитета Приморского краевого Совета народных депутатов № 991 от 29 ноября 1974 г.

PPS

Ну и напоследок, небольшой рассказ, имеющий непосредственное отношение к нашему исследованию.

По Амурскому заливу

Вначале мая 1909 года начальник отряда пригласил к себе командиров подводных лодок «Скат», «Дельфин», «Кефаль», «Сом» и «Щука».

- Господа, здесь вам делать нечего! Большая часть лодок еще не закончила зимнего ремонта, потому отряд не может перейти в бухту Разбойник; ходить же под водой по Золотому Рогу слишком опасно из-за большого движения по бухте. Предлагаю вам отправиться в плавание по Амурскому заливу! Кто из вас старший?

- Я, — ответил командир подводной лодки «Сом».

- Так вот, Владимир Валентинович, вы впятером обойдете бухты Новик, Алексеева, Джигит, потом перейдете в бухту Гека, оттуда — в Славянку, зайдете в бухту Миноносок и вернетесь обратно во Владивосток.

- «Тунгус» пойдет с нами?

- Нет, пойдете без конвоира!

- Великолепно! — обрадовались командиры.

- В таком случае я попрошу у знакомого командира крепостного Минного батальона палатку, думаю, он не откажет, — сказал Сергеев. — На ночь будем разбивать палатку на берегу и отлично в ней разместимся.

- Тем лучше, — заметил Магнус. — Делайте, как хотите. Когда будете готовы?

- Сегодня пополним запасы бензина, смазочного масла и воды, — значит, завтра утром можно сниматься.

- А как же деньги для покупки провизии?

- Деньги получите у ревизора, в этом задержки не будет. Итак, собирайтесь!

…Утро стояло солнечное, но прохладное; по темно-синему небу величаво плыли белые облака, подгоняемые легким ветром. «Кефаль» зашла в бухту Улисс, приняла там палатку, любезно предоставленную командиром Минного батальона, и, соединившись с поджидавшими ее остальными подводными лодками, направилась по назначению.

Выстроившись в кильватерную колонну, лодки легко разрезали небольшие встречные волны; белая пена с шипеньем проносилась вдоль борта, широкий след от винтов стлался за кормой.

Миновав высокий Эгершельд, обогнули буй и вышли в Амурский залив, широко раскинувшийся между зелеными берегами; свернули влево и вошли в обширную бухту Новик, где и стали на якорь.

Прозрачная, чистая морская вода позволяла видеть собственный якорь, покоившийся на дне, покрытом устрицами. Устрицы эти настолько велики, что проглотить их сразу невозможно и нужно раньше разрезать пополам. Несмотря на такие гигантские размеры, они очень вкусны, лучше прославленных кольчестерских и остендских.

Полюбовавшись видом на военный городок, раскинувшийся в глубине бухты у подножья высокой горы, лодки снялись с якорей и направились дальше.

Соседняя бухта Алексеева, значительно меньших размеров, была совершенно пустынна. Сойдя на берег и побродив по окрестностям, решили идти дальше в бухту Джигит. Погода стала портиться, ветер усилился, набегавшие тучи временами скрывали солнце. Унылые скалистые берега Русского острова ничего не говорили ни уму, ни сердцу.

Обойдя бухту и не становясь на якорь, пошли в бухту Гека. Небо застлало густыми облаками, солнце скрылось. Стало хмуро и неприветливо. Белые гребни покрыли горизонт. Имея попутный ветер и волну, шли 8-узловым ходом, но какая-то китайская джонка под всеми парусами легко обогнала лодки и быстро скрылась из виду.

Придя засветло в бухту Гека, свезли палатку на берег и разбили ее на выходном мыске. Разместившись на снятых с подводных лодок матрацах, командиры оживленно болтали при свете стеариновой свечи, стоявшей посредине палатки.

- Итак, господа, мы находимся в бухте Гека, того самого штурмана, у которого во время оно хунхузы вырезали всю семью, после чего он уничтожал всякого китайца, появившегося поблизости.

Полуостров Янковского, на котором мы сейчас находимся, носит имя поляка, сосланного на Дальний Восток после польского восстания 1863 года. Он оказался очень оборотистым и смышленым человеком. Видя, что китайцы, приписывая молодым рогам оленей-маралов целебные свойства, ценят их очень дорого, он сообразил, что проще и выгоднее заняться разведением маралов, чем разыскивать их по здешним дебрям и трущобам.

Тогда, как и теперь, громадные пространства земли не имели хозяина, потому легко было выбрать подходящий участок. Взяв в аренду этот полуостров, Янковский разгородил его сетками и стал разводить оленей. Дело пошло хорошо, теперь весь полуостров является собственностью наследников Янковского. Здесь у них прекрасный дом, отличные службы и прочее…

Свеча догорела. Растянувшись на матрацах, офицеры завалились спать. Скоро все стихло, и только рокот прибоя да шум ветра одни нарушали тишину.

Огни подводных лодок, стоявших под укрытием берега, ярко горели во мраке ночи. На них тоже все спали, и только вахтенные, изредка перекликаясь между собой, бродили по опустевшим палубам.

На следующее утро офицеры и команда пошли смотреть оленей. Громадные участки земли были огорожены металлическими сетками выше человеческого роста. Под деревьями паслись стада изящных, легких маралов. На месте рогов у них торчали какие-то темно-фиолетовые шишки, туго перевязанные тонкой бечевкой.

Резво перебирая стройными ножками, они доверчиво бросились к людям и стали тереться о просунутые сквозь сетки пальцы. Оделяя их хлебом, офицеры и команда ласково гладили мягкие мордочки, любуясь прекрасными грустными глазами животных.

Среди деревьев показался большой господский дом со службами. Ввиду отсутствия хозяев, прибывшим показали только конюшни, свинарни и сараи, где помещались недавно отелившиеся матки. Весь день ушел на осмотр громадных владений наследников Янковского, а вечером офицеры снова собрались в палатке.

Свинцовые тучи обложили горизонт; ветер задул с большей силой. Пошел мелкий и частый дождь. Серая мгла заволокла небо и землю, стало сыро, холодно и очень неуютно.

Ветер крепчал, сильно сотрясая полы палатки; пришлось навалить на них большие камни и покрепче вбить колья. Крупные волны с характерным гулом набегали на берег, бессильно рассыпаясь на нем белой пеной. Ветер дул порывами, то затихая, то снова завывая в ближайших деревьях, но в бухточке было тихо, и подводные лодки спокойно стояли на своих якорях…

Забравшись с головой под одеяло, офицеры никак не могли согреться и часто выходили посмотреть, что делается кругом. Выйдя как-то из палатки, Сергеев услышал несшиеся с моря чьи-то гортанные голоса и увидал китайскую джонку, как тень, промелькнувшую вдоль берега под всеми парусами и скрывшуюся под частой сеткой дождя, беспрестанно стучавшего по полотнищам хрупкого убежища. «Как они могут видеть в такой темноте, — подумал мичман. — Каково должно быть знание берегов! Вот тебе и китайцы!»

К утру ветер совершенно стих, но крупная зыбь ходила по заливу, вновь принявшему свой красивый темно-синий цвет. Последние тучки быстро неслись по ясному небу, яркое солнце заливало умытую дождем землю и весело отражалось в волнах.

Палатку убрали; лодки снялись с якорей и направились в Славянку. Ныряя между волнами и мужественно взбираясь на водяные горы, они прокладывали себе дорогу, идя вдоль крутых, покрытых лесом берегов.

Упиваясь чудесным утром, команда толпилась наверху, веселыми шутками и смехом встречая каждую новую волну. «Сом» несколько задержался при съемке с якоря и, желая занять свое место во главе колонны, дал самый полный ход. Зарываясь в волнах по самую рубку, он быстро обгонял остальные лодки.

Высокий красивый лейтенант Голубев, сняв сапоги и закатав брюки, без фуражки, без кителя, с расстегнутым воротом рубахи, стоял, опершись на парусинку, и что-то кричал, размахивая руками. Слова заглушались шумом работающих бензиномоторов, но вся его фигура на фоне скалистых берегов и сверкавшего на солнце темно-синего моря просилась прямо на картину.

Так и казалось, что это — не подводные лодки, а новгородские ушкуйники на своих ладьях или понизовая казацкая вольница на чайках идут походом в поисках добычи и славы…

Чуть покачиваясь на затихавшей зыби, лодки строем фронта подошли к посаду Славянка в бухте того же имени и одновременно стали на якорь. Командиры и желающие из команды съехали на берег. Печать уныния и тоски, лежавшая на маленьком городке, сразу же бросилась в глаза. Широкие немощенные улицы с редкими керосиновыми фонарями на деревянных столбах, низкие домики; в городе — полнейшее отсутствие зелени, хотя кругом все заросло сплошным лесом, и каких бы то ни было удобств — все создавало впечатление чего-то временного, непрочного, наскоро сколоченного.

Как и везде в Приморской области, здесь лучшим зданием было отделение немецкого универсального магазина Кунста и Альберта. Побродив по городку, офицеры скоро вернулись на свои суда, поужинали и собрались на подводной лодке «Кефаль», на верхней палубе которой уже была поставлена палатка.

Ярко горевшие переносные электрические лампы делали помещение весьма уютным и не лишенным оригинальности. В открытую дверь смотрели кроткие звезды; немолчный лепет струй и трепыханье палатки, вздрагивающей от дуновения легкого бриза, да отдаленный лай собак, доносившийся с берега, одни нарушали тишину.

В душе пробуждались неясные грезы, слышалась нежная музыка, услаждавшая слух, глаза смыкались сами собой, и офицеры один за другим никли головами, засыпая на полуслове…

Яркое солнце разбудило командиров. На всех подводных лодках шла утренняя приборка. Засучив брюки, с ведрами и щетками в руках матросы мыли борта, палубу, рубку и мостик; внизу тоже все чистилось, мылось, вытиралось, доводилось до блеска.

- Убирайте палатку! Калинин! Ефремов! Давайте чай!

- Есть! Сию минуту! — донеслось из кормовой части лодки.

Офицеры разместились за столом, уставленным разной снедью.

- Когда снимаемся?

- А вот кончат приборку, так и тронемся, — ответил Голубев.

В девять часов утра лодки снялись и весело побежали в бухту Миноносок. Оставшаяся позади Славянка все более и более окутывалась туманной дымкой, потом превратилась в бесформенное пятно и наконец совсем скрылась из виду. Низкий лесистый берег открылся по носу. Сергеев видел, как впереди идущие лодки ворочали вправо и скрывались за деревьями, но не мог отыскать входа в бухту. Берег все ближе и ближе, а бухты Миноносок нет как нет. Здесь где-то должен быть вход, но впереди только лесная чаща и никаких признаков бухты.

Наконец, полоса воды мелькнула между стволами, и длинная узкая бухточка с тесно обступившими ее деревьями открылась перед мичманом.

- Право на борт! Стоп бензиномоторы!

Двигаясь по инерции, «Кефаль» вошла в узкий проход. Густая чаща деревьев, переплетенных лианами и другими ползучими растениями, нависла над водой. Мертвая тишина царила в бухточке, под яркими лучами полуденного солнца горевшей и сверкавшей, как расплавленное золото.

- Полный назад! Отдать якорь! Парусинку на воду!

Съехав на берег, офицеры и команда сунулись было в лес, но он оказался так густо переплетен ползучими растениями, что не было никакой возможности двигаться.

- Без топоров тут не пробраться, совсем, как в девственных лесах Южной Америки, — сказал кто-то.

Команда разбрелась по берегу.

- Вашескородие! Вашескородие! Здесь змей много, — послышались голоса.

Все вскочили.

- На «Кефали»!

- Есть!

- Ставьте палатку!

Укрывшись от солнца, офицеры разлеглись на горячей деревянной палубе. Как здесь хорошо! Как тихо и спокойно! Какие дикие места находятся вблизи Владивостока! Какие бухты, какие заливы! Какая ширь и благодать! Какие леса! Сколько свободной, никому не принадлежащей плодородной земли, годной для колонизации! Какие богатства скрываются в недрах этого благодатного края! Пока добывают только уголь, марганец и свинец, в тайге есть золото, но если поискать хорошенько, вероятно, найдут и еще что-нибудь не менее ценное.

А какая охота! Что делается на пограничной с Кореей реке Тюмень-Ула и озере Ханка во время весеннего и осеннего перелета! В воздухе стон стоит от криков птиц, и каких тут только нет — просто глаза разбегаются! А сколько здесь всякой рыбы!

Другие народы давно бы перебросили сюда избыток своего населения; во всех этих и поныне пустынных бухтах выросли бы города, села, деревни; сотни парусных и паровых судов обслуживали бы побережье, а у нас все жалуются, что куренка выпустить некуда, а сами не желают двинуться с места и чего-то ждут…

День клонился к вечеру. Заходящее солнце низко повисло над лесом. Туман заклубился в глубине бухточки и, постепенно расширяясь, охватил ее всю. Ночные тени появились под деревьями. От воды потянуло сыростью. На подводных лодках загорелись рейдовые огни…

- Итак, программа кончена, — со вздохом сказал Дудкин. — А хорошо бы спуститься еще в залив Посьет, ведь там впервые был поднят русский флаг и адмирал Лихачев объявил о принадлежности всего этого побережья России…

На следующее утро, распростившись с бухтой Миноносок, подводные лодки снялись с якорей и после полудня пришли во Владивосток. Пикник кончился.

Через несколько дней отряд ушел в бухту Разбойник для практики в погружении, подводных ходах и стрельбе минами.

Меркушов В. А. «Записки подводника» 1905–1915.

 

 

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *