Сведения судоходства и кораблекрушений, 1639-2014 гг. Работы автора. Ведерников Ю. В. Библиотека

537480_original

В монографии собраны и систематизированы сведения по истории русского мореплавания и кораблекрушений на Тихом океане за  период с 1639 по 2014 год.

Каждая глава комплексно рассматривает историю судоходства в аспектах торгового и промыслового судоходства, военного флота, морской  пограничной охраны, научного флота, работы портов, судостроительных и судоремонтных заводов, деятельности морского образования на Дальнем Востоке России.  Описано 892 случая кораблекрушений. На вкладках приведены репродукции морских карт,  рисунки и фотографии русских, советских и российских кораблей и судов.

Работа предназначена для лиц, интересующихся историей отечественного мореплавания, может быть полезна изучающим историю Дальнего Востока России.

 

ВОСТОЧНАЯ АРКТИКА: ЗАТОНУВШИЕ СУДА, КАК ОБЪЕКТЫ

МОРСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

Ю.В. Ведерников, Русское Географическое Общество,

г. Владивосток

Морское наследие – это многогранный вид деятельности, обладающий познавательным, образовательным и воспитательным потенциалом. В предметном контенте – это морские памятники и мемориальные комплексы, сохранившиеся прибрежные сооружения, имеющие историческое значение, иные зримые артефакты морской деятельности. Составной частью Морского наследия России являются затонувшие суда, как ушедшие в вечность носители культуры своей эпохи.

История кораблекрушений в Восточной Арктике напрямую связана с судоходным и промысловым освоением этих акваторий.

Основав в 1632 году Якуцкий острог, русские первопроходцы получили естественный и удобный выход в восточные арктические моря по реке Лена. Спускаясь по реке и двигаясь на восток, казачьи кочи достигли современного пролива Дежнева, выйдя на северо-восточный берег Евразии. Ценой этого стали крушения нескольких судов, из которых остались в истории только гибель судов Ф. Попова (более известный как поход под руководством С. Дежнева).

Опасность, продолжительность и затратность сухопутного сообщения с европейскими губерниями России обусловили поиск прохода Северным морским путем из устья р. Лена в Русское Поморье. Двукратную попытку этого предприняла дубель-шлюпка «Якуцк». Последний поход закончился гибелью судна в 1740 году.

Естественное движение на восток обусловило потребность в удобном транспортном сообщении с северо-восточными территориями. Пешие походы из Якутска на Камчатку, вдоль берега Охотского моря и в обход Пенжинского залива, были обычным делом, но требовали много времени (примерно полгода от Якутска до Анадырского острога) и были чрезвычайно трудны и опасны: только с 1703 по 1716 гг. на этом пути погибло около 200 чел.

С 1759 по 1765 гг. купец И. Шалауров на судне «Вера, Надежда, Любовь» предпринял два похода по поиску прохода Северным морским путем из устья р. Лена на Камчатку. Во время последнего похода экспедиция пропала без вести, предположительно у устья р. Чаун.

Однако в последней четверти XVIII века, окончательно сложилось регулярное мореплавание между Охотским портом и русскими поселениями на Камчатке и Чукотке, и в Северной Америке. Восточно-арктические морские пути стали невостребованными, а их регулярное освоение было отложено на полтораста лет.

К середине XVIII века в Северо-американских Соединенных Штатах сформировался масштабный китобойный промысел в водах Баффинова за­лива и Дэвисова пролива. Истребив в последующие сто лет всех китов, американские суда появились в водах русской Восточной Арктики. История сохранила сведения о двух американских китобоях, пропавших без вести у о-ва Врангеля.

Одним из основных векторов морских географических исследований со средины XIX века стало освоение полярных морей. Отправившееся на исследование восточно-арктических морей, в 1881 г. потерпело крушение американское судно «Жаннетта» экспедиции Де-Лонга. Иным научным судном, погибшим в этих водах, стало русская парусно-паровая шхуна «Заря» экспедиции барона Э.В. Толля, предположительно затонувшая в устье Лены в 1902 г. Известна трагедия канадского судна «Карлук», раздавленного льдами у о-ва Геральд в 1913 г.

Начала масштабного освоения Северного морского пути относится к 1930 гг., когда за счет регулярного мореплавании стала формироваться устойчивая транспортная связность с новыми экономическими районами на Крайнем Севере в целом, и в северо-восточном Заполярье — в частном.

Наиболее известное событие тех лет – это гибель парохода «Челюскин» в 1934 г., когда героизмом советских полярников, моряков и летчиков трагедия стала национальным триумфом. «За кадром истории» остались гибель парохода «Рабочий», шхуны «Лаптев», нескольких пароходов и барж Ленского речного пароходства в тридцатые годы, пароходов «Моссовет» и «Казахстан» — десятилетием спустя.

Расцвет Севморпути – это, безусловно, шестидесятые — восьмидесятые годы XX века. Но, несмотря на техническое совершенство судов и организованность мореплавания в полярных водах, «коварство» Арктики пожинало свои плоды. В 1965 г. от сжатия льдами затонул теплоход «Витимлес», в 1980 г. от столкновения со случайной льдиной затонул теплоход «Брянсклес», в особо жестких условиях навигации 1983 г. погибла «Нина Сагайдак».

«Крайней жертвой» в Восточном секторе Арктики, стал буксир «Алексей Кулаковский», затонувший в шторм августом 2010 г.

С точки зрения историко-культурного наследия, затонувшие суда – это, прежде всего, охранявшиеся памятники ушедших эпох, надежно укрытые морем от любопытствующих поползновений.

Но, море не только хранит, но и уничтожает свои памятники. Морская вода, в зависимости от своих свойств, выступает как консервант или как разрушитель.

К примеру, от погибшего в 1904 г. у Владивостока миноносца № 208, к 2011 г. (как времени обнаружения и обследования) сохранился остов из корабельных конструкций и механизмов, «обсыпанный трухой» проржавевшего металла. Причина тому – соленость морской воды, составляющая в этой акватории Японского моря – 33,7 промилле.

В таком сопоставлении, арктические воды, обладающие соленостью от 5 промилле в прибрежной зоне до 20 промилле в полярной зоне, надежно сохраняют свои объекты.

Эта гипотеза подтверждается фактами обследования кораблей, затонувших в Финском заливе, имеющим сопоставительную соленость вод (от 0,2 до 9,2 промилле). К примеру, на палубе линейного корабля «Лефорт» затонувшего 158 лет назад, сохранились останки погибших людей. А на конструкциях крейсера «Паллада», погибшего в 1914 г. местами сохранилась краска.

И поэтому, будущим подводным исследователям, может представиться уникальная возможность увидеть, например, мир XIX века, обнаружив и обследовав «Жаннету» Де-Лонга, или заглянуть в глубь веков, найдя кочи русских первопроходцев.

Источник:

Ю.В. Ведерников. Российское мореплавание на Тихом океане за триста семьдесят пять лет своей истории. Хроника судоходства и кораблекрушений, 1639-2014 годы. Рукопись.

Мартиролог рис 1.

Мартиролог рис 2.

Мартиролог рис 3.

Мартиролог рис 4.

Мартиролог рис 5.

Мартиролог рис 6.

Мартиролог рис 7.

Мартиролог рис 8.

Мартиролог рис 9.

Мартиролог рис 10.

Образик стенда 1

Образик стенда 2Образик стенда 10

Образик стенда 13

«… Да хранит их Господь на зыбких водах…»

(православная молитва)

Памяти павших на водах…

Поминовение в православной традиции – это молитва, испрошение у Господа упокоения для умерших и дарования им Царствия Небесного. Молитва совершается в храме, в часовне, у креста или иного памятного места.

Православная традиция увековечивания памяти погибших на море при помощи установления в храме именных досок возникла в XIX веке. С точки зрения истории, первым случаем такого увековечивания следует считать мемориальные плиты с именами 841 жертвы крушения линейного корабля «Лефорт» в 1858 году, установленные в церкви Кронштадта.

Храм Спаса на Водах (сноска на рис. 1), построенный в Санкт-Петербурге, в 1911 г., стал символом братской могилы моряков, погибших без погребения в Русско-Японскую войну. На стенах храма были нанесены названия кораблей и судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, и имена 8269 погибших моряков. Иконы, размещенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасенные экипажами и поднятые с затонувших кораблей. При храме был открыт музей, в экспозиции которого были военные награды, документы, фотографии и личные вещи погибших моряков. За время Первой Мировой войны в церковь поступили новые реликвии: в 1914 году – икона Христа Спасителя, чудом уцелевшая при гибели со всем экипажем крейсера «Паллада», и в 1915 году — икона Николая Чудотворца, с минного заградителя «Енисей», при гибели которого спаслось 20 моряков из трехсот с лишним членов экипажа.

рис. 1 - Храм Спаса на Водах

рис. 1

Морской Николаевский Собор, построенный в 1913 году в Кронштадте, был задуман как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски с именам павших. Черные — с именами морских офицеров, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга, белые – с именами священнослужителей, погибших в море. Нижние чины шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно.

Полагаем, что первые памятные доски, содержащие только имена кораблей, были установлены в 1927 г. в русском православном храме в Бизерте. (сноска на рис. 2). Данный список содержал имена 33 кораблей и судов Белого Черноморского флота, в 1920 г. покинувших Родину и нашедших прибежище в этом далеком североафриканском порту.

Однако, по вполне понятным причинам, к современности накопилось мало примеров увековечивания памяти павших людей и кораблей в составе храмового комплекса.

рис. 2

рис. 2

Так, духовно-патриотический ансамбль памяти моряков-подводников создан в Сестрорецке (сноска на рис. 3). История его возведения относится к 2001 году, когда в годовщину гибели подводной лодки «Курск», на месте испытания «потаенного судна» — первой русской подводной лодки Е. Никонова, была поставлена часовня Николая Чудотворца, в память о погибших подводниках всех поколений. В современности, в дополнение к часовне, ансамбль объединяет храм Петра и Павла, стену славы, содержащую имена погибших подводников – Героев Советского Союза и георгиевских кавалеров, и названия всех погибших российских субмарин и макет «потаенного судна».

На южном берегу Крыма, недалеко от Алушты, в 2004 году был создан духовно-мемориальный комплекс «Памяти погибших на водах» (сноска на рис. 2). В его состав входят храм, звонница — маяк и музей. На стенах храма размещены доски с именами кораблей и судов, погибших в Черном море. Инициаторами создания выступили родственники пяти с лишним тысяч погибших на госпитальном судне «Армения» (1941 г.). Затем к ним присоединились родственники погибших на пароходе «Адмирал Нахимов», подводных лодках «Комсомолец» и «Курск».

Иной пример духовного увековечивания памяти кораблей – это памятная плита с именами кораблей Пинской флотилии, в полном составе погибшей при обороне Киева в 1941 году. Плита установлена на стене церкви Николая Чудотворца (сноска на рис. 3), сооруженного на искусственном основании непосредственно в Днепре, недалеко от места гибели флотилии.

рис. 3

рис. 3

Память павших на водах не чужда и иным конфессиям. В 2012 г. на территории одной их казанских мечетей установлен памятный знак 122 жертвам крушения теплохода «Булгария». А на берегу Волги у места трагедии, по соседству были возведены православная часовня и мечеть (сноска на рис. 3).

В современности, во Владивостоке нет собора, в котором была бы увековечена память павших на море. И мы выражаем Надежду, что составленный нами мартиролог погибших тихоокеанских кораблей и дальневосточных судов, (сноска на мартиролог) послужит песчинкой в море памяти, относящей молитвы к Господу — за здравие плавающих на зыбких водах и упокой павших на море.

Ю.В. Ведерников, действительный член

Русского Географического общества – Общества

Изучения Амурского края

Владивосток

Суда затонувшие в Восточной Арктике

 Корабли и суда, затонувшие в заливе Петра Великого — подробную карту можно скачать здесь

Приложение к карте

Фото на главной: Андрей Шпатак

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *