Крепость Владивосток Статьи журнала

f4_13

Владивостокская крепость — это уникальный в своём роде комплекс долговременных оборонительных сооружений, который был построен  в конце XIX—начале XX веков во Владивостоке и его окрестностях.  Эта морская фортовая крепость была самой укреплённой из крепостей своего времени, несмотря на то, что строительство её не было завершено по причине начавшихся Первой Мировой войны и Октябрьской революции.

untitled

Является памятником военной истории и архитектуры федерального значения (код по каталогу памятников архитектуры — 2510023000, памятников истории — 2500002000).

Создавалась она знаниями и силами российских военных инженеров, солдат, строителей. Правда факт «отечественного производителя» в советское время замалчивался, с подменой мифами о работе пленных (и не пленных) японцев и пр. Это исходило из требований «политкорректности» текущего политического режима: нежелательным было признать факт, что такой колоссальный объём земляных, скальных,  бетонно-строительных работ в таком качестве и в такие краткие сроки мог быть реализован в имперской России.

f7_34

Крепость представляет собой ряд сооружений, окружающих Владивосток. Всего в её составе порядка 122 объектов (некоторые из которых комплексные).  Среди них оборонительные сооружения (форты, опорные пункты, редуты, береговые и сухопутные батареи, пороховые погреба, противодесантные капониры и полукапониры), инфраструктурные объекты (управления, казармы, флигели, склады, хранилища продуктов, искровые радиостанции и пр.), коммуникации (дороги, мосты, сеть канатных дорог, причалы).По типу и масштабу возводимых укреплений строительство можно разделить на три этапа:
I.   Создание крепости. Первая линия обороны   (1889—1899 годы)
II.  Строительство второй линии обороны крепости   (1899—1905 годы)

III. Проектирование и возведение третьей (главной) линии обороны крепости   (1906—1918 годы)f3_15

Самые большие и мощные объекты Владивостокской крепости построены в 1906-1918 годах.

В этот период было возведено 11 фортов.  Эти форты самые масштабные объекты всей Владивостокской крепости, имеют обширные площади и большие подземные части.

7 фортов расположены на материке и выстроены в линию от Уссурийского до Амурского залива (от Щитовой до Зари). 4 форта расположены в южной части острова Русский. Дистанция между фортами примерно 1-2 км друг от друга на материке и около 3 км на острове Русском.

На схематичной карте расположения объектов Владивостокской крепости синим цветом отмечены объекты 1899-1905 годов, а красным 1906-1918 годов  (полевые укрепления времён Русско-японской войны не отмечены)

0_131d9e_965c8d3f_XL

В 1923 году Владивостокская крепость была расформирована. В этом же году, после установления советской власти, на объектах крепости Комиссией по учёту военного имущества на Дальнем Востоке была проведена ревизия.  До 1937 года объекты крепости были без присмотра и подверглись разграблению.  С 1937 года форты проекта 1910 года стали использоваться ТОФ под командные пункты, узлы связи, хранилища боеприпасов. Некоторые батареи были перестроены под новые орудия береговой обороны или под зенитные орудия.

0_1169e0_f554157b_XL

 

В 1960-х годах, после сокращения вооружённых сил, некоторые оставленные объекты подверглись частичной городской застройке. После обострения отношений с Китаем в конце 1960–начале 1970-х  форты проекта 1910 года снова оказались занятыми. И хотя военные довольно небрежно относились к историческому наследию, их присутствие обусловило достаточно неплохую сохранность сооружений в целом. Во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов большинство объектов было оставлено военными. Сооружения стали доступны и прошла мощная волна вандализма и деметаллизации. В 1995 году комплекс сооружений Владивостокской крепости был объявлен памятником федерального значения. Что, впрочем, не сильно помогло крепости. Музеефикация «настигла» только два объекта крепости из всего перечня — батарею Безымянную и форт № 7.  Последние годы так же были тяжелы для крепостных объектов: строительство новых трасс и инфраструктурных объектов, городская застройка прошлись по ним тяжёлой пятой.

0_11ae12_b6a6c84_XL

И вот, новейшее время пытается скорректировать текущий «бесхозный» курс существования крепости. Часть крепостных объектов была передана из федерального управления в муниципальное заведование.  Предполагается реставрация сооружений и включение их в планы развития туристического потенциала Владивостока.

Материал предоставлен  KFSS

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *