Маяк на мысе Поворотный. Статьи журнала

0_b1708_77335bab_XXL_jpeg

 

Кое-что о месторасположении маяка. Название мыса, на котором установлен одноименный маяк, хорошо отражает его географическое положение. От мыса Поворотный берег Японского моря меняет направление с WSW на WNW к заливу Петра Великого. В хорошую погоду мыс легко распознается с дальнего расстояния по характерным горам. Войдя в видимость маяка Поворотный, суда, следующие в бухту Золотой Рог со стороны Татарского пролива и из Охотского моря через пролив Лаперуза, меняют свой курс. После этого поворота моряки считают себя дома — в родных Владивостоке или Находке. Бывалые моряки говорят, что мыс Поворотный очень похож на знаменитый мыс Код- полуостров на северо-востоке США в 120 км от Бостона, самую восточную точку штата Массачусетс.

140191_original
Породы, из которых сложен мыс Поворотный, очень старые. 50 миллионов лет назад Приморье представляло огромный зарождающийся мир. Три начала: Огонь, Вода и Земля, образовали огромный вулкан и сильнейшие взрывы. В результате этих взрывов возникла огромная кальдера, где самой высокой частью была скала Замок и выступающий на юго-запад мыс Поворотный.

140469_original

Маяк на мысе Поворотный — не только важный гидрографический объект, но и памятник истории. Именно этот мыс впервые упоминается у Франсуа Де Лаперуза, в 1878 году проходившего вдоль этих берегов. В 1852-1854 годах траверса мыса придерживался русский корвет «Паллада». В свой знаменитый рейс 1859 года, открывший бухту Находка, пароходо-корвет «Америка» держал курс также на мыс Поворотный. В дальнейшем в течение 10 лет велись гидрографические работы на корветах «Новик» и «Калевала», шхуне «Восток». Наконец, в 1870 году по настоянию гидрографа Бабкина В.М. был организован Военный пост с домиком смотрителя и столб, на который вывешивался фонарь.

141829_original

Маяк на мысе по 16-летнему (1875—1891) плану постройки и переоборудования плавучих и береговых маяков на морях России предполагалось построить в 1883 году, однако фактически к строительству приступили лишь летом 1890 года: вначале не хватало средств для финансирования работ, затем возникли трудности с подрядчиками. Наконец, средства были выделены, и нашелся подходящий подрядчик — фирма «Линдгольм», согласившаяся выполнить заказ за приемлемую для Морского министерства сумму.
Место для маяка выбирал начальник Гидрографической части Владивостокского порта капитан Казаринов. Обследовав мыс, он пришел к заключению, что проект маяка, утвержденный управляющим Морским министерством, следует изменить: надо поставить маяк ниже, чем предусмотрено проектом, так как в назначенном по чертежам месте слишком часты туманы; выгрузку материалов удобнее осуществлять в соседней бухте Кузьмина — она хотя и более открыта, чем рекомендованная проектом бухта Врангеля, зато ближе, и строительство дороги до нее обойдется дешевле; пристань можно не строить — доставку строительных материалов к берегу можно осуществлять на шлюпках.

0_b1703_a681eaee_XXL_jpeg

Анализ рекомендаций Казаринова создает впечатление, что главной целью для него была не эффективность маяка, а стоимость строительства. Так, он уменьшил площадь жилых помещений, казармы; вместо парового отопления от котельной предложил поставить обычные печи, ссылаясь на то, что их может починить любой матрос.
Не случайно все маяки, построенные под наблюдением Казаринова, вскоре пришлось перестраивать.
К сожалению, предложения Казаринова и на этот раз были приняты, и все это потом сказалось на маячниках, усложнив им труд и создав немало бытовых неудобств.

Корпус и все детали будущего маяка были изготовлены в Париже компанией «Барбер» в 1891 году, и в разобранном виде, совершив почетный круг вокруг Земли, были доставлены сюда и установлены на мысе Поворотном.
В июне 1892 года строительство было закончено, и 6 июля световой маяк начал действовать. Каменная восьмигранная башня высотой 9 м была установлена на южной оконечности мыса, на обрывистой площадке террасы, окруженной обломками скал.

139918_original

Маяк построен в три яруса, которые представляют три морских начала. Первый ярус, или первый этаж, символизирует Землю, твердь. Стены здесь толщиной полтора метра, двери и рамы — дубовые. Здесь же расположена ручка подъема жалюзи над линзой, сверху которой находится железный остов станины.
На второй ярус, где расположена каюта, ведет винтовая, клепаная лестница с леерами и фигурными набалдашниками. Даже теперь, по прошествии стольких лет, если зайти в круглую башню маяка, сразу бросается в глаза старая табличка с надписью: F. Barbier & Co. Construclueurs. Paris-1891.

0_b1716_8827d977_XXL_jpeg

Каюта в центре увенчана мачтой с памятной табличкой о строителях маяка, стены декорированы рейкой из красного дерева, прикрученной медными болтами. По кругу вдоль стен расположены свето-вытяжные иллюминаторы, способствующие интенсивному горению горелки. Снаружи стены покрыты броневыми листами посредством клепки. В целом, маяк представляет собой образец архитектуры военно-морского флота второй половины ХIХ века. На третий ярус ведет трап, где на поворотной станине располагается самое интересное сооружение маяка – Линза в медном каркасе без прокладок в 70 миллиметров толщиной, дающая преломление света по линии горизонта в 30 миль и радиусом в 230*. Лампа-горелка ставилась в центре на подставку. Через специальное окошечко свет в 1,5 миллиона свечей регулировался заслонкой. Выше линзы расположен Купол – крыша в виде свечи, символизирующий Небо и Свет, идущий от Бога. Третий ярус ограничен стеклом в 10мм. На куполе стоит флюгер северо-южного направления. Рядом с маяком ранее располагался колокол с инкрустацией царствования Александра II, находящийся сейчас в церкви села Владимиро-Александровское.

0_b170d_a7b317f8_XXL_jpeg

Через год вблизи маяка построили каменный дом для сирены. Первые туманные сигналы она подала 2 октября 1893 года. Так как туманы в этих местах возникают нередко внезапно, а паровая сирена требует времени на подготовку к действию, рядом установили пушку и колокол, готовые к действию немедленно.
Обслуживали маяк восемь вольнонаемных служащих, а сирену — пять машинистов и кочегаров Сибирского флотского экипажа. При обслуживании сирены были большие трудности с водой. В сутки сирена требовала 500 ведер воды, а поблизости ее не было, приходилось доставлять ее на быках в гору из колодцев, вырытых внизу в овраге.

Часто туманы держались подолгу, и обслуживающие сирену матросы буквально валились с ног от усталости. Чтобы облегчить их работу, стали нанимать из близлежащих деревень водовозов, а в 1908 году паровую сирену заменили на более легкую в обслуживании — пневматическую.
Маяк, расположенный на главном морском пути, соединяющем Владивосток с другими портами наших дальневосточных морей, многие годы работал надежно и бесперебойно. Неприятности начались с началом Гражданской войны и интервенции. Регулярное снабжение нарушилось, продуктов и топлива не хватало. Среди личного состава возникла напряженная обстановка. Особенно она усилилась после приказа Дирекционного комитета (был избран в годы Гражданской войны из числа служащих Дирекции маяков) об увольнении с работы с 1 августа 1917 года жен смотрителей (на освободившиеся места комитет планировал назначить инвалидов войны). На маяке начались воровство, скандалы, ссоры и даже перестрелки. Личному составу стало не до вахты, маяк иногда по несколько ночей подряд не светил, а сирена бездействовала (украли приводные ремни).

138933_original

Для такого важного маяка как Поворотный такое положение было совершенно недопустимо, и в октябре 1918 года смотритель маяка был отдан под суд, а обслуживающий персонал полностью заменен. Решение об увольнении с работы жен маячников было отменено.
Но и новому личному составу было нелегко. Время было неспокойное, в окрестностях маяка нередко появлялись то одна, то другая группа разбойников, стремящихся поживиться за счет скудных запасов маячников и поста службы связи, учрежденного здесь еще во время Первой мировой войны. Одно из нападений закончилось трагически — один служитель был убит и несколько ранено.
В апреле 1919 года на маяк прибыл вооруженный отряд большевиков и потребовал выдать им продукты и керосин «для защиты революции». Через несколько дней другой отряд забрал ружья и патроны. «Вокруг белые войска, а я терплю крайнюю нужду в провизии и дровах, уже 20 дней ничего нельзя достать», — оправдывался его командир.

Кормить людей стало нечем, связь с начальством во Владивостоке прервалась. Маячники стали самовольно покидать маяк, а в июле 1919 года закрыли пост связи, передав все имущество под охрану смотрителю. Но маяк, несмотря на все неурядицы, продолжал светить. Нормальная жизнь на маяке и работа наладились только после Гражданской войны и образования Убекодальвоста.
В 1927 году, после капитального ремонта на маяк неожиданно пришла новая беда — на мыс обрушился сильнейший тайфун. С башни была сорвана крыша, ветром выбиты все стекла из фонарного сооружения, пострадали жилые постройки. Пришлось срочно ремонтировать все вновь.

0_b1712_287eae02_XXL_jpeg

В 1934 году маяк пополнился новым техническим средством навигации — радиомаяком РМС-3. Накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году, маяк посетил начальник ограждения Гидрографического управления ВМФ. В своем рапорте по результатам инспекции он доложил, что техника маяка работает безотказно, световой маяк имеет ацетиленовый источник света — 5-рожковую горелку, начальник маяка — один из лучших среди маячников залива Петра Великого. Особенно отметил проверяющий старшего моториста Бровко, проработавшего на маяке уже 33 года.
Во время Великой Отечественной войны значение маяка еще более возросло — мимо него пролегала трасса, по которой круглосуточно при любых метеорологических условиях шли транспорты из США и северных портов Советского Союза во Владивосток.

0_b1717_dd06e655_XXL_jpeg

В 1950-х годах маяк перестроили. Новую восьмигранную башню высотой 12 м возвели из железобетона. В фонарном сооружении смонтировали современный светооптический аппарат. В настоящее время маяк светит в секторе от 82,5 до 307,5° белым затмевающимся огнем, обеспечивая дальность видимости до 22 миль и радиомаяк, посылающий местный сигнал азбукой Морзе на 150 миль в округе. Раньше работал еще и звуковой маяк, но он мешал спать людям в ближних поселках, и его использование запретили.

Владимир Серебрянский

Фото: Владимир Серебрянский

Источники: книга «Маяки России»

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *