Рэки Дальнего Востока. Американский буксир “Раутан” Статьи журнала

st891

На акватории одного из городских пляжей, города Владивостока, буквально в 10-ти метрах от берега, лежит ещё одно затонувшее судно. По обводам было видно, что это буксир. По судовым деталям и механизмам долго пытались опознать судно. В носовой части хорошо сохранились носовые якорно-швартовные шпили. На шпилях тогда ещё стояли крышки из цветного металла со звездой Давида и надписью: “BOSTON MASS AT 309 BROMFIELD MFG CO. INC”.

20140809_0166

Задача по опознанию неожиданно решилась очень легко. Во время одного из погружений на буксир моя коллега-дайвер Ирина Турабжанова смогла разобрать надпись на правом борту: “Раутан”.

IMG_0507

IMG_0507_1

Из Регистровой книги 1964-65 гг.: «Раутан», год и место постройки — 1945, США, регистровый номер М-11873, позывной УНРЦ (UNRC), тип — т.х, буксир, порт приписки — Владивосток, принадлежность — МРХ, длина — 27,55м, ширина — 7,05м.

В США буксиры времен Второй мировой войны были в двух модификациях: морские буксиры с обозначением LT (большой буксир — large tug) длиной более 92-100 фунтов и портовые буксиры ST (малый буксир — small tug).

“Раутан” — бывший буксир армии США. Предположительно, прежнее название — ST-895, проект 327-D. Буксир был построен в июне 1945 года фирмой “Дж. К. Уэлдинг” (JK Welding, Brooklyn NY), строительный номер 103. Передан СССР по ленд-лизу в 1946 году.

С.С. Бережной в книге “Флот СССР. Корабли и суда лендлиза” пишет, что по ленд-лизу СССР были переданы пять буксиров, построенных в США в конце Второй мировой войны. Тип МБ-51: МБ-51, МБ-54, МБ-55, МБ-56, МБ-57.

МБ-51 (бывш. ST-896), с 16.06.1945 г. – РБ-21. 24.12.1955 вошёл в состав плавсредств тыла Краснознаменного Балтийского флота, 31.01.1966 выведен из эксплуатации и исключён из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

МБ-54 (бывш. ST-897), с 16.05.1949 – РБ-16. 24.12.1955 вошёл в состав плавсредств тыла Краснознаменного Балтийского флота, 21.09.1968 выведен из эксплуатации и исключён из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

На Дальнем Востоке эксплуатировались три буксира:

МБ-55, с 16.05.1949 – МБ-22, с 16.06.1958 – РБ-236. В начале 1946 г. приобретён у американской Военной судовой администрации советской закупочной комиссией и 09.09.1946, по прибытии из США, зачислен в состав плавсредств Северо-Балтийского флота. 29.06.1949 намечался к передаче Министерству морского флота и переименованию в “Геркулес”, но был оставлен в составе ВМФ и вскоре переведён в плавсредства тыла Тихоокеанского флота, 16.06.1958 отнесён к классу рейдовых буксиров, а 10.05.1975 выведен из эксплуатации, исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в одел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл и 07.08.1975 расформирован.

МБ-56, с 16.05.1949 – МБ-21, с 16.06.1958 – РБ-235. В начале 1946 г. приобретён у американской Военной судовой администрации советской закупочной комиссией и 09.09.1946, по прибытии из США, зачислен в состав плавсредств Северо-Балтийского флота. 29.06.1949 намечался к передаче Министерству морского флота и переименованию в “Галиаф”, но был оставлен в составе ВМФ и вскоре переведён в плавсредства тыла Тихоокеанского флота, 16.06.1956 отнесён к классу рейдовых буксиров, а 04.01.1962 выведен из эксплуатации, исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл и 14.05.1962 расформирован.

МБ-57, с 16.05.1949 – МБ-27, с 21.07.1965 – ОТ-31. В начале 1946 г. приобретён у американской Военной судовой администрации советской закупочной комиссией и 09.09.1946, по прибытии из США, зачислен в состав плавсредств Юго-Балтийского флота. С начала 1950-х гг. входил в состав плавсредств тыла Тихоокеанского флота, 23.06.1965 выведен из эксплуатации и превращён в бон-отопитель, а 06.08.1972 исключён из списков плавстредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

Можно предположить, что “Раутан” – это буксир МБ-55, бывш. ST-895.

В черте города есть ещё несколько затонувших судов. Водолазный клуб “Владскуба” приглашает всех желающих принять участие как в экспедициях по их идентификации, так и в изысканиях по их истории.

Текст: Неупокоев Игорь – руководитель водолазного клуба “Владскуба”, инструктор NDL Rank III, курс-директор NAUI, действительный член Русского географического общества – Общества изучения Амурского края.

Подводное фото: Неупокоев Игорь, Зябкин Алексей.

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *