Владивосток — Хасан — п-ов Песчаный Статьи журнала

27. Там же

Через лето нам удалось собраться в поход.

Прошлый — состоялся два года назад по полуострову Краббе. Все были довольны.

С тех пор два года думали, как повторить подобный заезд на велосипедах.

Это лето оказалось прекрасным по погоде. И как-то чаще стали собираться вместе. Поход постепенно стал сам по себе организовываться.

На этот раз решили отправиться на Хасан, побродить по взморью близ границы с Кореей.

Правда несколько пугала мысль об обилии болотистых водоемов и комаров в столь жаркую погоду, но очень хотелось посмотреть те места.

Подготовку провели быстро. Практически за день в совместной поездке по магазинам оснастились всем необходимым. Осталось подготовить кое-какие мелочи, и это каждый делал уже сам. Затем еще разок собрались вместе для распределения инвентаря и продуктов между собой для равномерности веса, что в прошлые разы как-то не делали. Похоже, становимся «профессионалами», или просто стареем, и теперь приходится беречь себя.

01. Канаты разрублены.

День первый

Паром на Славянку отходил днем, и меня несколько озадачивало, как добраться до причала со Второй Речки. Электричка имеет обыкновение опаздывать, своим ходом по городу я уже как-то давно не катаюсь, на своем авто не получалось. Пришлось попросить друга.

Когда мы подъехали к причалу, первое что я услышал по спикеру временного морского вокзала — это «Все билеты на паром до острова Попов проданы». Тут немного я и напрягся потому, как Женя предполагал трудности с билетами в воскресный день. Когда же увидел красный байк Маннера, уныло стоящий у стены, стало немного легче. Женя Маннер приехал раньше всех и уже занял очередь в кассы. На причале кипела страшная толчея. А билетов на Славянку оказалось вполне достаточно. Хмелики ( Виктор Хмелик и его сын Антон) приехали вовремя, потому как, нам надо было срочно перемещаться на Первый причал. Подъехав к калитке с контролером, удивились, что после толчеи на Тридцать шестом причале здесь народу было немного.

Погода стояла прекрасная. Солнце сияло, небо с легкими перистыми облачками радовало глаза, море призывно пахло. Свершилось. Мы двинулись в поход.

02. На Славянку

Подняв груженные велосипеды на второй этаж парома, осмотрели свою технику. Пришлось вспоминать школьный курс геометрии, чтобы выставить на новеньком компьютере Антона нужный коэффициент одометра. Так за разговорами незаметно прибыли в Славянку. Старые знакомые таксисты нас уже ждали. Один на микроавтобусе, другой – на маленьком грузовике. Уложившись по-быстрому, едем дальше, пока испытывая лишь удовольствие от свершившегося. На этот отрезок понадобилось около 50 минут.

В Краскино заезжаем на самую южную оконечность поселка, остановка у магазина. Доверили Хмелику — младшему вести все финансовые расчеты, вот он и рассчитывался с водителями. Потом засылаем Антона за свежим хлебом и водой. Заправившись, наконец-то начинаем собственно велопоход, попутно, дав коротенькое «интервьё» местным пацанам по стоимости и крутизне своих байков. Удрученных и расстроенных оставляем их подумать о смысле сущего.

Погода идеальная. Душа поет. Дорога на трассе прекрасная, не считая коровьих лепешек. Едем, также не забывая любоваться по сторонам. Слева все время залив Экспедиции. Рельеф плоский. Для разминки то, что надо.

03.На фоне бухты Экспедиция

На виду все время мыс Низкий и за ним мыс Андреева. С дороги пока не ясно как туда попасть. Решили просто ехать, пока не увидим. Усталости особой нет. Единственная проблема – отсутствие багажника у Жени. Его станковый рюкзак нещадно давит и на плечи и на поясницу и на седалище. Стараемся держать темп благоприятный для всех. Хотя, есть легкий дискомфорт от такого неравенства. Мне эта тема близка по первой поездке двенадцатилетней давности на Хасан. Тогда у меня еще не было ни багажника, ни велорюкзака. Был только новенький горный велик. А так как я привык в те времена ходить в пешие походы со «станком», нагрузился по полной. Не помню насчет двуручной пилы, но крупный тяжелый топор точно был. У меня на второй день той поездки и отнялась одна нога. Просто не двигалась, хоть отпиливай. Ну, и раз в этом походе, я опять на двухколесном, значит, тогда все обошлось. Женя стойко ехал со своим станком на себе, загребая встречный поток, было явно нелегко. Так потихоньку добрались до брошенных военными построек Маячного у самого мыса Низкий. Берег весь зарос камышом, и мы захотели добраться до морской воды, где есть ветерок. Дорога вела к частному хозяйству с хорошим забором. Надеясь на свое обаяние, смело двинули к калитке. Ворота заперты и никого не видно. Покричали-пошумели. Подняли собак. Прибежали детишки. С любопытством посмотрели на нас. Пришлось вызывать кого-нибудь постарше. Пришедший мужчина спокойно сказал, что хозяина нет, пустить нас он не может. Воду, которую мы, в конце концов, попросили, налили в свободные бутылки и отправились искать ночлега в другом месте. Благо было еще светло.

05. Западная часть мыса Андреева

Двинулись на мыс Андреева. На удобном месте уже стояли люди, и нам пришлось проехать немного дальше. Когда спустились к морю, заметили, что полоса суши довольно узкая и с обилием морской травы. Что ж, больше места нет и мы стали устраиваться на ночевку. Женя заметил небольшую лужицу, которая оказалась пресной. Это был маленький ключик. Сначала показалось, что вода с водомерками стоячая, но потом оценили эту находку по достоинству. После купания посибаритствовали и ополоснулись пресной водой.

Еду приготовили так же на пресной воде из источника. Пока готовилась каша на газовой печке, занялись палатками. Хмелики легко справились со своей, а мы с Маннером стали изучать конструкцию арендованной им якобы «одноместки». Слету понять, что к чему не смогли. Хорошо, что схема нашлась. Еще провозились какое-то время. Выяснилось что это двухместная палатка. Уже стало смеркаться. Со своей палаткой тоже пришлось немного провозиться. В первый раз я ее ставил на природе. Тут и выяснилось, что колышки из комплекта никуда не годны по своим размерам. Для основных растяжек я использовал большие камни.

Поспела еда. Аппетит-то уже неслабый нагулялся. Поели с огромным удовольствием. При распитии чая обратили внимание на темнеющее на западе небо. У самого горизонта висел неопознанный объект довольно большой яркости. Ясное дело, мы подумали, что это НЛО. Кто-то даже заметил треугольную форму этого летательного аппарата. Позже рядом обнаружились еще две яркие звездочки, теперь составляющие вместе вытянутый горизонтально треугольник. Поняли: все – мы попали! Фантазии разыгрались не на шутку.

Когда совсем стемнело, хорошо было видно множество звезд и, конечно, Млечный путь. Я провел ребятам, надеюсь, ненавязчивый ликбез по звездному небу, обнаружив при этом, что сам-то давненько не смотрю в небо. Надо обязательно сказать, уже дома выяснилось из интернета о параде планет, который мы как раз и наблюдали в походе. Эти яркие звездочки были Венера, Марс и Сатурн. Если бы мы знали, могли увидеть еще левее и выше Плутон, а правее ниже Меркурий. Еще правее — Юпитер и Уран. Вот такое космическое событие сопровождало нас в эту ночь!

Спалось немного беспокойно. Мне чудилось, будто море ворчит на нас недовольно. Парни тоже нервничали поначалу, как бы приливом их не смыло.

07. Маннер на фоне Экспедици

День второй

Утро было волшебным. Ясное небо, тишина!

Как ни странно, раньше всех встал почему-то я. Палатка показала себя неплохо. Пока ребята спали, потихоньку поставил на «газ» готовиться кашу. Чуть позже из палаток стали появляться лица радостные и немного припухшие. Искупавшись, поели и собрались дальше. Все было великолепно. Все были здоровы и счастливы. Техника была в порядке.

Мы поднялись на сопочку, и нам открылась прекрасная панорама всей бухты Экспедиция. Был виден и Посьет, и коса Назимова, и за ней Краббе. Коса Назимова поблескивала на солнце стеклами автомобилей. Трава по дороге блестела уже несколько сухим глянцем. Лето перевалило середину.

12. Залив Лебединый

Мы добрались до трассы и поехали к косе Назимова. Солнце уже припекало. На мосту через залив Лебединый, который выглядел совсем как река, сделали привал. Стали любоваться налево и направо. Тут издали увидели несущийся автомобиль. Он резко остановился и из него выскочил пожилой мужчина. Глаза горят, лицо красное и потное. Бежит к нам. Естественно, мы напряглись в недоумении. Дед, подскочив к нам, стал спрашивать о наших зоологических познаниях. Думаем, это экспресс-экзамен. Хоть бы выдержать. Оказалось, только что он голыми руками поймал крупную рыбину. Кровь рыбака кипела. Оставалось только выяснить о практической пользе этой удачи. Осмотрев улов, Женя авторитетно сказал, что это змееголов и он вполне съедобен и даже вкусен, чем несказанно обрадовал везунчика. И немедленно …уехал: рыбак унесся в Краскино. Только лишь удивило, что немолодой местный житель еще не познал вкус этой рыбы.

14. Большой перекресток

Пока мы мечтали о том, как бы сделать тарзанку на мосту, солнце стало припекать всерьез. Надо двигаться дальше. Быстро добрались до перекрестка трассы и дороги, ведущей на косу Назимова. Перекурили, посмотрели, и почитали дизайнерские перлы в виде указательных щитов. Турбаза «Анкор-ПаМада» не входила в наши планы, но она находится на нашем пути. Решили осмотреться на месте. По бокам дороги до самого начала косы буйно растет сплошная трава, потому даже немного душно, как в поле. Когда въехали на косу, я поразился густой заселенности Назимова. Двенадцать лет назад здесь была пустыня. Не помню ни одного строения. Теперь же весь берег заставлен непрерывной линией домиков. Тут и дизеля работали, и кондиционеры, и душевые, и магазины. Жизнь кипела. Но, нам-то этого ничего не нужно. Мы жаждем дикой природы.

16. Привет МО

Едем прямо к назимовскому маяку. Он огорожен забором с колючей проволокой. Подъехали непосредственно к границе маяка. Здесь же на берегу нашли свободный пятачок с травой и песочком. То, что надо. Пока есть не хотелось, решили собрать щепок и, если повезет, дровишек для ночного костра. По нашему старому методу все взяли по мешку и разбрелись по косе. Щепки, на удивление, попадались. Еще не все было сожжено. Постепенно набрали по мешку и заметно удалились от места привала.

24. Берег левый, берег правый

- Это наши дрова! Положь на место! – вдруг раздался душераздирающий вопль откуда-то из-под навеса. Оказалось, что Витя увидел кучу досок, как бы в стороне от всех биваков, стал радостно и с песнями их собирать. Но неожиданно наше идиллическое настроение разрушили суровые собственнички. Что делать? Пришлось ретироваться. Битва за дрова не входила в нашу программу, по крайней мере, сегодня.

Покупавшись, стали готовить еду и расставлять палатки. Благо времени до темноты было с запасом.

18. Вечер на косе

Вечерком решили сходить на маяк. Но по нашим наблюдениям, отдыхающие вели себя достаточно бесцеремонно. Они большими группами проходили на территорию маяка, хотя на калитке висела предупреждающая табличка от МО. Деловито сновали прямо меж маячных построек как у себя на даче. Это заметно злило маячника. Тогда он выкрикнул, видимо проверенные, магические слова: Змеи, там много змей! Расслабленный любопытствующий народец резко напрягся и стал резво гуськом покидать, огороженную забором, «терра инкогнито». Вот мы и не стали ломиться к маяку, понимая, что уже чисто по фэн-шую не получится посмотреть сам маяк.

Во время нашего ужина по берегу пробежали несколько собак. Среди них была крупная и явно сторожевая. Она увязалась за приезжими красотками-суками, и сбежала из дому. За нею пробежал, матерясь и покрикивая, сам маячник. Мы решили воспользоваться благоприятной ситуацией, и попроситься непосредственно у хозяина маяка. И когда собаку, уже на привязи, водворяли в свои владения, мы изловчились и поговорили с хозяином собаки и маяка. Маячник, в уже хорошем настроении, пообещал назавтра нам потайную экскурсию. Все получилось так, как мы и хотели.

Море было потрясающе теплым и ласковым. Но что нас удивляло, так это сильное течение между косой и полуостровом Краббе. Еще мы заметили, что у самого дна вода была очень холодная, как будто там били ключи.

Спалось этим вечером хорошо, кажется, всем. Море не беспокоило, а лишь баюкало нас.

20. Часть России

День третий

На утро небо было слегка облачным. Пока купались, отдыхали, Женя заметил, что по берегу ходит множество людей с мешками и собирают щепки, ну точно, как мы это делали вчера. Народ у нас, как известно, обучаемый.

15. Скалы маяка Назимова

Потом мы мелкими перебежками пробрались за колючую проволоку маячной зоны. Хозяйка немного всполошилась такой наглости, но потом по условному знаку, нас пустили осмотреть маяк. Приходилось пригибаться и всячески прятаться, чтобы весь наш, быстрообучаемый и страждущий развлечений, народ с многокилометрового пляжа, не ринулся за нами.

19. Утро на маяке

Вернувшись с маяка, счастливые и довольные, стали собираться дальше. Упаковались очень быстро. Я решил настроить переключалки, подтянуть троссики. Ну и конечно, как водится, потерял гайку в траве. Немного затянул с ремонтом. Хорошо у Вити оказалась нужная деталька.

Все. Едем на Хасан!

Погода стояла лучше не бывает. Солнце пряталось, щадя нас, за легкими облачками. Рюкзаки стали легче. Цель была ясна.

08. Наша команда

Подъемы были местами затяжные. Стало припекать. Ну, ничего, все хорошо. На перевалах перекуривали-любовались природой. Благо машин было очень мало. Но вот одна выделилась своим нездешним видом.

Ярчайше зеленого цвета кабриолет, радостно сигналя, пронесся мимо нас. Самодельный кабриолет. Но не Антилопа Гну. Старенький, но свежеокрашенный москвич со срезанной крышей. На нем ехали четверо загорелых парней абсолютно пиратского вида: в разных наколках на мускулах голых торсов. Некоторые из них щерились отсутствующими зубами. Все ну очень счастлииивые!

На подъезде к самому Хасану остановились у озера Лотос. Внимательно приглядевшись, увидели цветущие одноименные цветы. От берега в метрах пятидесяти. Хмелики решили голяком сплавать к ним. Дно, как оказалось, было сильно заилено. В воде росла жесткая острая и колючая трава. Хорошо еще черепахи, которые там водятся, не покусали наших пловцов за всякие отростки. Говорят, они путают рыбу со всем, что болтается в воде.

31. Лотосы и Хмелики

Пока парни совершали заплыв, по дороге мимо нас медленно-медленно проехали несколько мотоциклов с коляской, автомобиль с сильно затемненными стеклами. Наверно, это был местный дозор. К нам никто не подходил, и мы решили, что все в порядке.

Едем дальше в сам поселок. Добрались окольными путями до станции. Когда стали узнавать расписание поездов, начальница станции беспокойно стала выяснять, кто мы и с какой целью здесь. Потом она честно предупредила, что должна сообщить соответствующим службам о нашем вторжении в Хасан. Мы не восприняли эти слова и спокойно поехали к магазину. Тут то, нас и накрыли. Подъехал автомобиль с пограничниками. Офицер потребовал наши документы. Паспорт оказался у одного Жени. У меня – водительское. Хмелики, в запарке, вообще без бумажек поехали в поход. Мое водительское удостоверение вызвало какие то подозрения у капитана. Он его долго анализировал. Потом я еще заметил, как, просматривая Женькин паспорт, пограничник незаметно косил на меня, оглядывая с ног до головы. Что-то ему явно не нравилось… Ах, да-да-да, за поход совсем забыл, как я выгляжу. Я же очень похож на китайца или на корейца. Но я калмык. Наш, российский. Давненько не смотрелся в зеркало.

34. Еще конец дороги

Засим, нас предупредили, что через десять минут в Хасане не должно быть никаких приезжих велосипедистов. Сказали, что как заехали, так и выехали. Строго за десять минут. Мы, как водится у нас в России, поканючили немного. Потом испросили разрешение закупить необходимой еды в магазине. Немного потянули время. К этому времени у магазина собралась небольшая группка местных женщин. Они охотно общались с нами. Кто то, говорил, что не бойтесь никого, мол, езжайте куда хотите. Кто-то же, сказал, что начальство понаехало в связи с приближением годовщины хасанских событий. Потому, мол, и зверствуют погранцы. Прикинули мы все фишки. На такой серьезной станции на поезд все равно нам не попасть без паспортов. На море – рискованно. И решили рвануть из последних сил обратно на косу Назимова.

Долетели неожиданно быстро. Бросили вещи у самого начала косы. Еще было светло. Резко поставили палатки, начали готовить еду. Искупались в море. Здесь вода заметно теплее, да и очень мелко. Долго надо шагать по колено в воде, чтобы занырнуть. Потом решили ополоснуться в пресной воде, и стали голяком выходить из воды. За эту вольность нам даже сделали замечание. Сосед по биваку, приехавший из Новосибирска, попросил ради малых детишек не практиковать тут эксгибиционизм.

День четвертый

На следующее утро, которое было хмурым, решили ехать в Лебединое. Времени было ну очень много, и мы спокойно упражняли ничегонеделание. Вечером двинули к железной дороге. Когда подъезжали к хуторку, по дороге обогнали местных жителей, ходивших по грибы. Лица их были простые и открытые. Я спросил, как урожай нынче. Сказали, что не плохо. И, правда, ведра их были полны.

Добравшись до ближайших домов, попросили воды. Пообщались с хозяином. Узнали, чем здесь люди спасаются в течение года. В основном это рыбалка.

Когда ехали непосредственно к железной дороге, опять увидали веселый Зеленый Кабриолет. Парни-пираты явно наслаждались скоростью и свободой.

На платформе, которая была как в чистом поле города Зеро, никого не было. Абсолютно пустынное место. Даже удивительно, что вокруг недавно попилили кусты и деревца. Так сказать, наводили порядок. Сваленные в кучи ветки, как нельзя, кстати, пригодились нам для костра. Тем временем погода сильно испортилась. Мы уже подумывали прятаться под платформой от дождя. Пока готовили еду из всех пакетиков с супом, достали дождевики. Как сказал Женя, стали выглядеть, как группа странствующих проктологов. Супчик оказался в самый раз, хотелось пить. Правда, Витя по неосторожному сибаритству, отравился йогуртом еще в Хасане, и есть с нами не смог.

37. Странствующие проктологи

Поезда ждали долго. Версий была масса. Придет, не придет. Может раньше, может позже. Уже в полной темноте, мы развлекались, как могли, музыкой Аквариума из телефонных динамиков.

А вот и яркий луч прожектора забегал по низким облакам. Шел вместе с дождем долгожданный поезд. Мы изготовились не пропустить его. Нам местные сказали, что он стоит буквально минутку. Но оказалось, проводники без всякой нервотрепки забрали нас всех вместе с велосипедами.

Вагон сразу шибанул по носу нерусским духом. Это были северные корейцы. Рабочие-новобранцы с любопытством выглядывали из своих купе. Мы, должно быть, вызывали интерес как первые представители России. И почему то эти представители были с великами. Похоже, не только им такое было в новинку.

Взяв, на удивление бесплатно, кипятку, попили чаю, ну и завалились вздремнуть. Эта ночь должна быть короткой.

Платформа номер 69 встретила хорошим освещением, но плохой погодой. Шел мелкий дождь. Собрав свои байки, одев дождевики и нацепив на головы припасенные фонари, потихоньку поехали в Береговое. Зрелище было фантастическим. Что-то бесформенное в голубом катится на колесах в космической темноте, и при этом, где то сверху горит звезда, отбрасывая блуждающий луч света. Точно космос. Только, к сожалению, небольшие и многочисленные лунки по пути напоминали о земной твердыне. В поселке набрали воды из колонки, перекурили, послушали лай собак. Затем продолжили путь. Так всего проехали в темноте медленно-медленно целых 25 километров. Уже немного посветлело, когда мы въехали в сам Песчаный. Проехали к пирсу. Немного побродив около заборов, поискали расписание катера. Эту нужную информацию «заботливый и вдумчивый» турист аккуратненько вырезал себе на память. Оставшись в неведении, решили испить чайку. Голова уже была тяжелой после короткой, но беспокойной ночи.

День пятый

Совсем просветлело. Но не в голове. Свет, но не внутренний, облегчил поиск нужного нам двора. Забор высокий и глухой встретил как то неприветливо. Долго стучались, пытаясь проникнуть вовнутрь. Но, все же, нас услышали. Ура!

Во дворе стояла огромная палатка, где нам и разрешили остановиться. Вместе с велосипедами мы забрались в такое нужное теперь убежище. Усталость заставила быстро разобраться со спальными местами. Наконец-то можно лечь, вытянув ноги.

Проспали долго. Погода была пасмурной, и это придавало сил спать еще и еще. Но надо вставать! Не спать же мы ехали сюда.

Проснулся. Оглядевшись вокруг, приятно удивился виду со двора прямо на море. Море шумело волной. Барашки пенились по всему заливу. Небо низко нависало над головой. Штормило хорошо. Делать было нечего.

Позже, чтобы хоть как то развлечься, пошли гулять вдоль берега. Помаленьку собрали дров для костерка. Посидели у огня до самой темноты.

День шестой

Утром без суеты собрались, и осталось время помочь по двору хозяину, пообщаться со сторожем. Немного погодя поехали на катер. Мы с Женькой уехали вперед, а Хмелики где-то тормознули.

Когда подошел катер, он долго швартовался из-за волнения. Выходящие пассажиры очень осторожно проходили по ненадежному трапу. Ожидающие, как водится, — нетерпеливо толпились на входе, мешая выходу. Тут я увидел врезающегося в толпу ожидающих Витю. Бросив в толпу свой байк, он метнулся помогать прибывшим. Быстро и четко организовал высадку. Ну, теперь все в порядке. Все будут целы и счастливы! Вот мы и вернулись в городскую суету. Вот мы и дома!

Текст и фото: Андрей Хасиков.