К славному морю — священному Байкалу Статьи журнала

IMG_2691 Из дальних странствий возвратясь…

К славному морю, священному Байкалу

Давно вернулись из своего байкальского вояжа супруги Чурсины – Сергей и Наталья. Отчитался художник перед своими земляками, выставив в картинной галерее часть привезенных с Байкала сокровищ — этюдов и картин, на которых полыхают рассветы и закаты, бликуют речные заводи, сверкают снежные вершины Саян, высятся таинственные утесы священного острова Ольхон. Но далеко не все впечатления от поездки может выразить эта, запечатленная на полотнах красота. Целый месяц провели они в поездке, где красот было гораздо больше, где были встречи с родными, друзьями и завязались новые знакомства и появились новые друзья. Это поняли присутствующие на открытии выставки его земляки. С их подачи мы оформили путевые заметки художника,   представленные нашим читателям.

Первый этюд

IMG_2140Поездкой на Байкал нас с женой заразил друг из г. Дальнегорск.   Великолепные впечатления его зашкаливали , фотографии это подтверждали. Он нам клялся на следующее же лето повторить вояжи нас взять с собой. Но после того   прошло три года, а у него с поездкой все не получалось. Мы же подготовились сразу и основательно, даже машину специально купили. И вот прошлым летом мое терпение лопнуло, загрузил я «Делику», почти насильно затолкал в нее жену – боялась Наталья без компании отправляться в дальний путь — а двух наших собак уговаривать не пришлось – они обожают путешествия.

Первую остановку сделали у моих давних друзей в Варфоломеевке. Накормили они нас, напоили и спать уложили. Поспали мы «целый час» и попрощались, получив целую   корзину еды в дорогу.

Следующая остановка была перед Хабаровском — в Лермонтовке . Там Натальины друзья – к ним нагрянули с ночевкой: ужин, самогоночка, банька, еще и в озере накупались. Оно там прямо посередине села. Люди утром выйдут, искупаются и идут по своим делам. Не преминул запечатлеть его на этюде, первом из многочисленных картин и этюдов, привезенных из этой поездки.

IMG_1835Утром помчались дальше, до Шимановска, где тоже   ждали друзья. Перегон был не слабый, поэтому и у них остановились на ночь. И вот так мы ехали до Байкала в течение 14 дней. Сначала останавливались у наших друзей, а в Забайкалье пошли родственники – двоюродные братья – сестры и друзья — подружки родителей, к которым нельзя было не зайти, которым за 80 лет. Кстати, мы люди не меркантильные, но хочу заметить, что за эти 14 дней на еду потратили… 160 рублей. Деньги шли только на бензин. Обратно было уже иначе – мы почти ни к кому не заезжали – спешили домой. Из дому мы выехали 7 июня, вернулись 7 июля. Но вернулись только потому, что 14 августа должно было состояться открытие моей выставки в Находке, о чем нам сообщили по телефону. Надо было везти туда картины и готовить экспозицию. Подъехали к дому, успели только машину помыть, собак выкинуть – а они нив какую: нет, дальше поедем с вами — картины загрузили и опять в путь. В Находке застряли на 10 дней — друзья по бухтам возили, там очень красивые места. А в сентябре, когда забирали выставку, вместе с находкинцами в Чистоводное, в Долину драконов ездили. Какая там красота, целая куча фотографий оттуда. Среди них дольмены – не дольмены, но что-то необыкновенное в скалах. Об этом не расскажешь — надо видеть.

Традиция дальнобойщиков

IMG_1827А на Сибирском тракте и не запоминал, где какой делал этюд. Река Хинган – останавливаемся. Сначала закидываю удочку, потом достаю   мольберт. Пока чай кипятится, собакам кашка готовится, а я пишу этюд, одна-две рыбешки может пойматься. Наталья ее или на сковородку, или засолит – вкуснотища! Едем дальше. И вот у меня опять челюсть отпадает: река Черная – широкая, полноводная и тоже прямо у трассы. Останавливаемся, опять закидываю удочку, а их там уже с десяток торчит. Если так каждый день, то удивительно, что рыбешка там еще водится. Вообще-то рыбалкой это не назовешь. Для настоящей рыбалки надо безлюдное место,   а на трассе – просто традиция дальнобойщиков.

«Свои» на трассе

IMG_1811Там на западной границе Амурской области высится бетонная композиция, размером с двухэтажный дом, и на нем огромными буквами направления: «Владивосток – Москва». Водители, особенно, если впервые проезжают,   останавливаются, фотографируются. Там подлетает на своем небольшом грузовичке мужичок и, запыхавшись, как будто бежал, сообщает, что, наконец-то , нас догнал – два дня старался, приметив родные, приморские номера. Предложил в паре ехать дальше. Но направлялся он в Якутию, так что до поворота на Нерюнгри ехать оставалось немного. Но для него было немаловажным «своих» увидеть. На чужой территории каждому земляку радуешься, как будто встречаешь его на другой планете. Все успевают соскучиться по дому, не успев отъехать.

Скатертью дальний путь стелется…

IMG_1796О самой трассе хочу сказать одним словом: шикарная . Еду, держу 90-100 км, только задумался — а на спидометре уже 140. Сбрасываю, не успеваю оглянуться – опять 140. То есть трасса просто исключительная до самого Иркутска. Идут по ней и в ту и в другую сторону, в основном, большегрузные машины. Очень хорошие заежки – карманы – просто обалденные: асфальтированная площадка, беседочка – останавливайся, отдыхай. Эстакада тут же – смотри машину. Все цивильно – урны, туалеты – и все чистенькое. Есть заежки с кафешками – там мы тоже иногда останавливались, но не поесть, а переночевать. Там всегда с десяток дальнобойщиков отдыхают. Мы между их машинами встанем, дреманем. Ночи теплые, мы даже двери не закрывали. Одна собака сразу засыпает, другая носится без устали. Все обследует, запрыгнет — и успокоится на своем месте. То есть мы ничего не боялись, только в воспоминаниях были годы, когда на тракт одиночке невозможно было сунуться.

О людях хороших…

И еще мы заметили, что хороших людей у нас больше, чем плохих или равнодушных. И тому было немало подтверждений. Например, попадается на пути достопримечательность – там уже стоят   туристы. Они все тебе постараются рассказать, что сами только что узнали, и еще подскажут, через сколько километров есть, допустим,   родничок со святой водой.

Наши дорожные шалости

IMG_1732Каким бы длительным ни был перегон, нас не покидало прекрасное настроение и чувство бесшабашности и. Было ощущение какого-то единения со всеми, кто мчался впереди, позади и настречу. С одним из дальнобойщиков даже соревнования получились. Он вез с десяток иномарок. Обгоняем его, улыбаемся ему, он – нам. А через какое-то время у нас остановка — собакам надо погулять, мне — этюд написать. Съезжаем, делаем,   что надо, едем дальше. Опять   впереди тот   большегруз.   Опять его обгоняем – а мы уже почти знакомые – бурно приветствуем друг друга. И так несколько раз. А перед Улан-Удэ остановились у речки, съехали под мостик, чаек налаживаем. Смотрим – «наш» проезжает, машет, сигналит — типа он нас «сделал». Вот так классно задорно и весело ехали. Не было у нас настроя просто переть-переть до пункта назначения, потому что сама поездка — это такой отдых, такие красоты.

Буйство глаз и половодье чувств

А какие степи, какие поля в Забайкалье! Особенно, иван-чай   цвета фуксии до самого горизонта. Попадаются небольшие холмы. Издалека смотришь – он весь зеленый, а посередине что-то белеется, подъезжаешь ближе, видишь, что это слова аршинными буквами выложены из камней и покрашены белым: «Жизнь», «Миру-мир» и подобные.

IMG_1715Едешь по нескончаемой степи, но не успеваешь устать от однообразия, как вдруг открывается вид на деревеньку – маленькую, аккуратненькую. Останавливаешься. Наташа берет фотоаппарат, Сережа — этюдник и пошли запечатлевать эту красоту.

Заезжали в село Агинское, с которым связано в России имя Иосифа Кобзона. Оно и на село-то не похоже – небольшой поселок. Походили, «пофотали», в том числе гостиницу, где останавливается певец и общественный деятель.

Родные, милые места…

Доехали до Нерчинска – в Нерче искупались, а там уже недалеко до   г. Балей, где я родился. Там у нас по плану заезд к подруге матери — тете Нине(ей 85лет). Нашли мы ее уже ночью, разговаривали до утра. Обговорили все. Я ее помню лет с 10.

IMG_1679Там на Ушканке – улица так называется – и жили мы. Остались только следы участка, а дом растащили на дрова . Наталья посмотрела: жить тут, говорит, не смогла бы никогда. Воды нет. Раньше за ней спускались в оставленный драгой котлован. Собирались женщины со всей Ушканки, шли с коромыслами километра три. А на остальное – дождик нальет, из снега натопят . Сейчас туда воду подвозят. Тетя Нина полгода как перестала держать коров. Как можно с таким хозяйством без воды? Безумие. Оказывается, в теплое время года скотину около дома не держали. По дороге встречались нам среди полей какие-то бараки. Это у них гурты. Туда, к речке на все лето и угоняют скотину со всей деревни.

После тети Нины приехали в Золотореченск. Там у меня семья двоюродной сестры. Наварили они мяса в необъятном котле. И угощали. Показывают как бы пренебрежительно: вот это – «скотско», а это – баранина – и к этому мясу чувствовалось большое уважение.

В Чите у меня тоже двоюродная сестра, и у нее задержались на два дня. По городу нас повозили, показали, достопримечательности – там очень красиво.

Хороший человечек из Улан-Удэ

IMG_1657Потом нас соблазнила иллюминация Улан-Удэ, и мы не преминули посмотреть ночной город. Там и днем легко заблудиться, а мы ночью рассчитывали вернуться на тракт самостоятельно, но долго блукали. И вот еще пример того, что людей хороших много. Из ресторана стали выходить люди, и мы обратились за помощью к одной из девушек. Она стала нам объяснять, а потом поняла, что бесполезно, сообщила, что ждет такси, проедет на нем к тракту: «Поедете следом, и я вас выведу». То есть она не пожалела времени и денег – поехала ради нас в противоположную сторону. Мы ее поблагодарили, распрощались, пожали руки и продолжили путь. Впереди был Байкал.

Байкал перед нами…

Первый раз мы увидели его у деревни Бабушкино. Когда отъехали от Улан-Удэ километров 60, Наталья предложила остановиться, подремать. Но мне спать совсем не хотелось, и мы продолжали ехать вдоль реки Селенга. Но все-таки ночь взяла свое – остановились в заежке и поспали, а когда проехали от нее километров 20, внезапно открылся Байкал. Мы как набрали воздуха так выдохнуть не смоги – съехали на берег, даже собаки почувствовали наше настроение – носились с берега в воду и обратно. Часик мы там побыли и поехали дальше.

Родительский дом, начало начал…

БайкалПриехали к железнодорожной станции Солзан. Это уже почти Слюдянка. Там мой отец в 1961 году построил дом. Поселка еще не было, стоял СМП – строительно-монтажный поезд, и сначала мы жили в вагончике. В том доме мы прожили года три-четыре. Помню, что первый телевизор появился у нас, и к нам собирался весь СМП. Отец даже лавки в хате поставил как в клубе, все рассаживались, смотрели кино на малюсеньком экране с цветной линзой перед ним, семечки лузгали, а мы потом шелуху выметали, которую они за эти час-два нам оставляли. И так каждый день.

«Телевизер»

А как случился этот «клуб», рассказала мать. В магазин завезли один телевизор, его должен был взять первый в очереди – как это было раньше. Но денег не было ни у первого, ни у других строителей. А родители к этому времени продали корову. Судили- рядили, плюнули на все и решили купить этот «телевизер»…

Дом мы нашли, со всех сторон пофотографировали, познакомились с нынешними хозяевами. Они оказались гостеприимными, пустили в дом, пригласили на обратном пути заезжать. Так что для меня это кроме всего прочего, оказалось путешествие в детство.

шаманА все прочее – это само путешествие – прелести дороги, когда просто душа поет, а ты не устаешь, а наоборот – отдыхаешь. Жена постоянно предлагала заменить меня за рулем, а у меня не было усталости.

Первый копченый омуль

После   Солзана навсегда нам запомнится   Култуковский   перевал, который надо пройти, чтобы попасть в г. Култук. Если на наших ближайших перевалах – Малиновом и Дальнегорском — по два — три поворота, то там по серпантину едешь не меньше 20 километров – это было непривычно и даже страшно. Но когда добрались до вершины, то вид открылся незабываемый:   Култук и необозримые дали. И там, под облаками, мы впервые отведали байкальского омуля. На придорожной торговле десятки, а может быть, сотни продавцов — тут же коптят, соленый продают. Но цены кусаются, Причем, торговаться бессмысленно – 160 рублей рыбка и ни копейкой меньше. Хотя нам он не очень понравился – наши хариусы не хуже. Потом мы попадали на придорожный рынок бурятской   национальной выпечки – там так же готовили и продавали позы. Вот их мы оценили, не могли наесться – такие они вкусные с пылу с жару.

В Ангарске нас встречал двоюродный брат и его внучка с охапкой полевых ромашек, и, конечно, накрытый стол. Там мы пробыли целую неделю перед последним броском к цели всего путешествия – Ольхону. На пути был Иркутск, потом прекрасная дорога вдоль Байкала непосредственно к острову.

Байкал! Дух захватило!

перед пармомЕхали вдоль берега – красоты, которые не передают фотографии. Останавливались, чтобы полюбоваться. Порой даже не разговаривали – стояли молча и смотрели. Ради чего все туда едут? – часто теперь слышим вопросы. Ради чего – сами не понимаем. Но как объяснить, что как только вернулись домой, как тут же захотелось опять туда. Я не могу выразить словами состояние, в котором мы там находились. Оно не объяснимо, надо туда попасть, чтобы его почувствовать.

…Подъехали к переправе и поняли, что в этот день на паром не попадем. Очередь растянулась на километр. Но это уже Байкал — восторг! Дух захватывает! У берега качаются всякие лодочки, катерки. Народу полно. Срочно начал писать этюд. Заночевали и утром попали на первый паром.

И вот мы стоим у борта, под нами Байкал, как и говорили, виден каждый камешек на дне, настолько вода чистая и прозрачная. Через 20 минут были на острове, сразу взяли направление на Хужир. Сначала вокруг была степь и по ней ниточки дорог во все стороны – так красиво и необычно. Смотрим – суслик. Он как стоял, замерев, так и не шелохнулся, когда мы его фотографировали. Дорога там   не асфальтированная, но какая-то мягкая, по ней мы рассекали не хуже чем по асфальту, оставляя за собой клубы пыли.

У Шаман-горы

IMG_3596На 70 километрах острова — три поселка, самый большой и освоенный туристами — Хужир. Там для них домики и полный набор бытовых услуг и развлечений — предложат все, чего душа пожелает. Мы домик брать не стали, расположились в машине напротив Шаман-горы. На эту гору приезжают шаманы со всего мира. На вершине «Лестница в верхний мир» — 16 высоких и толстых столбов, сплошь в цветных лентах, которыми старается обвязать их каждый турист. Каждый цвет имеет свое значение – любовь, здоровье, благосостояние. .. По легенде по этой «Лестнице» в Верхний мир поднимались шаманы, чтобы делать добрые дела, а оттуда спускались души детей, которые должны родиться. Под   столбами огромные валуны, каждый   усыпан деньгами, и их никто не берет.

Кто – «в Нирвану», кто — в баню…

И на горе, и под горой, и на всем побережье обители духов множество медитирующих   людей, сидят   и видно, что они «в Нирване». Людей там, как муравьев, иностранцев всех мастей – и никто ни на кого не обращает внимания – каждый сам по себе. По утрам по хребту вереницей поднимаются на священную гору паломники.

Местные дети просто умиляют — такие смешные, чумазые. Смотреть за ними родителям некогда – у них бизнес: то пирожки пекут, то рыбу коптят.   Много домиков скупили иркутяне, приезжают на лето и тоже бизнес организуют. Все стараются три месяца наплыва туристов использовать на сто процентов, потому что в остальные 9 с внешним миром только вертолетная связь.

IMG_2798Прожили мы там семь дней. Казалось бы, что делали целую неделю? А она   пролетела как один день. Во-первых, интересные легенды. Такой маленький остров, площадь его как наш район, а столько легенд – и про диких лошадей, и про шаманов, и про пропадающих людей. Там много экскурсий в экзотические места, группы собирают и везут. Тут же маленькие катерки – покатают. Десятки передвижных банек стоят задними колесами в воде. Слышишь очередной «плюх» и понимаешь, что вылетает в озеро   очередной любитель парной   — как Михайлов в фильме «Любовь и голуби». Топятся они круглосуточно. Но у нас не дошло дело до бань. Мы вечерами сидели с новыми знакомыми у костра.

Край шаманов и художников.

В нашей кампанией были:   Сергей Писарев из Иркутска, Анна Осипова с Верой Елисеевой –по Интернету с ними переписывались, там встретили. Лена Шабанова из под Красноярска с рюкзачком за спиной приехала поездом в Иркутск, оттуда на «микрике» прямо на остров. Причем, «микрикам», автобусам и спецмашинам на паром зеленый свет, в очереди они не стоят. Лена нашла бабульку, которая ей за 400 рублей в сутки и кормила, и баньку делала, а девушка ходила и писала. Кампания у нас была дружная: кто-то, например, объявляет, что идет писать кладбище кораблей, тут же находятся желающие поддержать идею.   Художников там великое множество, даже зимой приезжают и пишут. Так что не одни шаманы на Ольхон съезжаются, а еще и художники.

Корабельные сосны и «священные животные»

IMG_1703Поражали нас деревья – они совсем не такие как у нас. Прямые стройные корабельные сосны макушками подпирают   небо. И воздух: серебристо-розовый, непонятно, как и чем окрашенный. И еще там много «священных животных» — так мы называли обычных домашних коров после полета одной из них с Шаман-горы. Стадо «священных животных» ходит по священной горе и травку там еле видную щиплет. Одна корова не удержалась и на наших глазах падала с тридцатиметровой высоты горы. Мы были в ужасе, ожидали, что она разбилась. Ее подруги тоже переполошились, нашли относительно пологий склон и спустились, стали перед ней в своем трансе. А незадачливое животное поднялось и, как ни в чем не бывало, присоединилось к стаду.

В этнографическом музее

С Ольхона мы вернулись в Ангарск, и брат повез нас в Листвянку. Этот поселок тоже у многих на слуху- как там не побывать. По дороге заехали в «Тальцы» историко- этнографический музей под открытым небом – целое селение из жилищ людей прошлой эпохи: деревянный терем иркутского купца, дом городничего, юрта бурята…   В каждом сидит смотрительница в национальной одежде – бабы в сарафанах с рюшами, бурятки в расшитых мехом туниках,   волосной писарь с большой чернильницей, сундуки стоят кованные. Там предшественники луна-парков – русские качели в виде толстенного бревна на канатах – мы покатались.   Там демонстрируются   старые ремесла и проводятся мастер-классы:   на гончарном круге глина превращается в горшок, мелькает пряла в руках крестьянки, в печи обжигается дымковская игрушка, работают кузница, цех пошива сувениров из меха байкальской нерпы…   И все это продается. Мы выбрали «Поющую чашу», дудочку,   купили много других сувениров.

Шумит и пенится крутой ангарский поток

IMG_0771Из-за этого музея у нас на Листвянку   осталось меньше времени, и немного мы там успели посмотреть. Это чисто туристический городок, известный по связанному с ним имени писателя Александра Вампилова. Посмотрели на легендарный камень   у истока Ангары. Его, согласно народному эпосу, отец Байкал туда бросил, чтобы преградить путь своей любимой и единственной дочери Ангары к Енисею, а девушка обошла его с двух сторон и побежала к жениху. Байкал там плещется у самых ног. Местные жители строят дома прямо на берегу, потому что море не разливается, а наоборот, мельчает, что является мировой проблемой.

Удивительные Саяны

И вот мы опять в Ангарске, где была точка отсчета наших путешествий по Прибайкалью, и на следующий день   несколькими машинами отправились в Саяны, которые тоже нас поразили.   Вот там закаты и рассветы – глаз не оторвать, сколько едешь – и не устаешь любоваться. Смотрим в зеркало заднего вида – там настоящая картина в раме. Готовая. Такая красота. Надо же, что природа вытворяет. Не хватает слов рассказать, даже фотография   не передает краски – только живой глаз способен оценить все это. Погода удивляла мгновенной сменой грозы и солнечного дня – писал и солнечные дни, и этюд «Перед грозой» у меня есть. Там у нас с Натальей было состояние такое, будто находимся мы в другом мире. Мы забыли про все на свете, абсолютно не хотелось ехать домой. Даже у жены за дом, за брошенные грядки, за детей и внуков – что там с ними, как они без нас – никаких переживаний не было. А ведь ехать не хотела, боялась без попутчиков, переживала за исправность машины, но она, умничка, не подвела.

Эргрегор на левом плече

Мне кажется, что-то такое есть в этом мире, что влияет на наши поступки. Думаю, какой-то призрачный Эргрегор сидел у меня на левом плече и направлял машину. Судите сами. На обратном пути мы   твердо решили не заезжать к Толику Пискуну в Шимановск. Думали,   пройдем мимо. Если устану, то на речке какой-нибудь остановимся, переночуем. Едем с нормальной скоростью, прибавляем, когда надо обогнать очередной большегруз. А они идут один за другим, и каждого мы весело обгоняем. На подъезде к Шимановску сообщаем Толику свои планы, что уже хочется домой, и даже на пироги, которых они нам напекли, не ведемся. Подъезжаем к повороту, а руль как будто сам поворачивает в сторону города. Жена спрашивает, в чем дело? А я и сам не пойму. Ну да ладно, теперь уже заедем, просто чайку попьем, а оставаться ночевать не будем.

Подъезжаем, заходим, видим удивление друзей. Молодцы, говорят, что заехали. Толик собирается в гараж за машиной, чтобы сгонять за бутылочкой. Баньку, говорит, затопим и посидим. А я: зачем выгонять твою – вон моя стоит, поехали. Прыгаем в машину, нажимаю сцепление и вижу, что гидравлика не работает. Оказалось, что лопнул тормозной шланг. Вот тут-то у меня волосы на голове зашевелились. Ведь доехал, остановился – все нормально, а нажал – и лопнул шланг. Ну как тут не поверишь в ангела-хранителя. Представили, что было бы, не заедь мы к Пискунам, а продолжи обгонять большегрузы. Расквасились бы на раз плюнуть. И давай мы отмечать наше второе рождение. Это сейчас говорю об этом   со смехом, а тогда нам было не до шуток. Два дня ремонтировались, пока тормозные шланги на «Делику» нашли.   На рыбалку нас свозили между делом, на настоящую. Я там сома поймал и еще одного кавалеровца, Михаила Вдовина, встретил. Он живет в Шимановске лет 15, тоже помогал делать машину.

Еще один «родной»

И еще был интересный случай. Недалеко от нас, на берегу Байкала в лесочке поставил палатку молодой москвич. Он приехал один на небольшой «японке». О себе ничего не рассказал, кроме того, что «работал-работал – надоело, сел в машину и приехал сюда». Все вечера с нами проводил. Уезжали мы в один день, но он на первом   пароме, мы — позже. Дня через четыре уже были на пути домой, когда решили чайку в кафешке попить, поленившись свой кипятить. Заходим, один из парней нам показывается знакомым — а это «наш» московский приятель с Ольхона.   Он тоже смотрит на нас как на приведения. Откуда мы тут взялись? А он-то откуда? Собирался же домой? Оказалось, что мы заразили его рассказами о Приморье, и он решил заодно и в наших краях побывать: «Когда еще психану и устрою себе отдых, и пошел на Владивосток». Мы ему номер телефона дали, чтобы звонил, если будут проблемы. Но больше о нем не слышали, видно трудностей у него не оказалось или тоже хороших людей встречал. Их ведь и у нас много, мы это хорошо знаем. Путешествуем по краю, и везде у нас появляются новые друзья, с которыми начинаем дружить по – взрослому.

Как-то через Интернет вышел на нас Александр Гузенко из Ростова- на- Дону, ихтиолог с научной степенью, писал книгу и попросил меня проиллюстрировать. Я делал рисунки и отправлял по Интернету. Он ее издал и в прошлом году приехал к нам в гости – мы его покатали – и на кальмара ходили – хотел в Тернейский район, но помешал тайфун. Две недели побыл – тоже стал дружбаном навеки.

Эта поездка была для нас также экскурсом в детство. Я повидался с родственниками, Наталья нашла одноклассницу.   Она тоже сибирячка — училась в Братске. До него, правда, мы не доехали, в Ангарске встречалась с подругой. Та обзвонила других, с кем поддерживает отношения, со всеми переговорили . Очень много впечатлений, ведь эта встреча была через 40 лет.

Так что еще и по малой родине у нас с женой точка соприкосновения, кроме главной – оба легкие на подъем. Правда, боялась она отправляться в эту поездку, а я ничего никогда не боюсь – в любую минуту готов отправиться в новые приключения.

Фото: Наталья и Сергей Чурсины

Художественные работы Сергея Чурсина смотрите в разделе «Художники ДВ»