В поисках нового календаря майя Статьи журнала

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Слово «гондурас» почему-то часто ассоциируется с чем-то неприличным. Тем не менее, это просто название участка суши на территории исчезнувшей цивилизации.
Кое-кто, возможно, помнит, что 2012 год проходил в ожидании «конца света», который был, как выяснили ученые, последним годом в календаре мистической цивилизации майя, исчезнувшей задолго до окончания этого календаря, выбитого на огромном камне. Календарь является одним из основных экспонатов музея антропологии в Мехико. Т.к. информация в интернете по данному вопросу крайне скудна, захотелось лично посетить музей и руины древних Центрально-Американских цивилизаций, которые простирались на территории современных Мексики, Гватемалы и Гондураса. Так, в составе трёх солидных мужчин, мы отправились в Центральную Америку. При взгляде на карту мира кажется, что путь между Владивостоком и Мехико гораздо меньше при движении на восток. Но когда мы занялись покупкой билетов, выяснилось, что маршрут через Китай, Корею или Японию потребует гораздо больших затрат, чем через Москву. Поэтому мы выбрали перелет Москва-Гавана и Гавана-Мехико. Запланировали путешествие на начало января, а в этот месяц на дешевые билеты рассчитывать трудно — позаботиться о них надо было за полгода до поездки. Обратный билет в Гавану, если постараться, в межсезонье можно купить и за 800 дол. В связи с тем, что перелет Москва-Гавана длится 13 часов, мы решили, что нам просто необходимо отдохнуть и провести несколько дней на Кубе перед вылетом в Мехико.
OLYMPUS DIGITAL CAMERAИтак, Куба. Обменять валюту (евро, т.к. при обмене долларов берут 10% налог) выгоднее всего в аэропорту. Везде опасайтесь обсчета! Даже если вы в совершенстве владеете испанским, рекомендую заручиться поддержкой местного резидента. Информационная поддержка на Кубе развита слабо. Нам помогал русский парень Александр, который встретил нас в аэропорту, нашел для нас апартаменты, помог арендовать машину и сопровождал в соответствии с нашими пожеланиями за 40 дол\сутки. Как потом оказалось, Куба не менее интересна, чем Мексика. В первый же вечер после прогулки по живописному центру Гаваны мы отправились поужинать в ресторан и очутились на фееричном представлении. После лицезрения великолепного исполнения Фламенко я понял, что для меня поездка уже оправдалась. Только ради этого можно посетить Гавану! Думаю то, что мы увидели на Кубе, вряд ли можно увидеть ещё где-то. Архитектура Гаваны — великолепные здания (включая Капитолий, аналогичный американскому, но повыше) в полуразрушенном состоянии. На дорогах – просто коллекция автомобилей более, чем полувекового возраста; отсутствие даже намёка на транспортные «пробки». Католицизм и вуду в одном «флаконе» (прямо на улице можно споткнуться об обезглавленного козла или куклу, истыканную щепками). Редкие магазины с очень скудным набором «съедобных» продовольственных товаров (бутилированная вода, чипсы и ром в большом ассортименте). При этом на улицах не видно ни одного пьяного. Молодые атлетически сложенные кабальерос имеют модные прически, серьги, тату и т.д. Ну и сеньориты цвета молочного шоколада с тонкими чертами лица и изящными фигурами тоже не редкость.
На следующий день мы взяли в аренду машину (100 дол.\сутки) и отправились в путь. Первая остановка у пункта проката снаряжения для дайвинга и снорклинга. Наш товарищ, опытный дайвер, арендовал снаряжение и в сопровождении инструктора совершил глубоководное погружение. Мы же довольствовались комплектом номер 1. Подводный ландшафт особого впечатления не произвёл. Можно отметить большое количество рыб. Говорят, что на Кубе есть места гораздо интереснее.
OLYMPUS DIGITAL CAMERAК вечеру прибыли на Варадеро. Знаменитый пляж протянулся на 20 км вдоль окруженного водой языка суши размером 1,2 км в самом широком месте. Если в России вы бывали в Андреевке Хасанского района Приморья, то, уверяю вас, частный сектор на Варадеро чем-то схож с Андреевским. Оказалось, что снять апартаменты совсем не просто. Все частные квартиры заняты, а стоимость номеров в шикарных гостиницах от 200 дол. В конце концов, наш гид нашел 3-х комнатную квартиру с кондиционером и горячей водой по приемлемой цене (30 дол\чел. — дешевле, чем в Андреевке! — рекомендую). В 9 ч утра вышли на пляж. Сильный ветер разогнал мощный накат. Вдоль пляжа расставлены красные флажки, означающие запрет на купание. Действительно, купающихся не было. Мы объяснили себе это тем, что ещё слишком рано, и русские туристы пока ещё не пришли. Внимание: если вы не чувствуете себя в воде рыбой, далеко заходить в воду не рекомендуем (все равно ведь полезете!). А переплывать полосу наката и вовсе не следует. По моему опыту, обратное возвращение требует серьезных усилий и понимания стихии. По-видимому, при подобных обстоятельствах в Эмиратах недавно и утонул сын высокопоставленного российского чиновника. Можно представить, сколько утонуло в подобных случаях нетитулованных особей-личностей-персон, информация о гибели которых не попадала в СМИ… Кроме того, в январе-феврале в Карибском море сезон разгула очень опасного существа, похожего на медузу (португальский военный кораблик). Его щупальца могут достигать длины десятков метров, они несут на себе ядовитые стрекательные клетки, встреча с которыми может принести очень серьезные неприятности, вплоть до летального исхода. Кстати, если возникнут (или уже есть) проблемы со здоровьем, медицина на Кубе бесплатная и одна из лучших в мире!
OLYMPUS DIGITAL CAMERAПосле 2-х дней на Варадеро мы вернулись в Гавану, сдали машину, поужинали лангустами в частном ресторане и в 6 ч утра вылетели в Мехико.
В столице Мексики мы предполагали провести целый день и в 22-00 вылететь в Канкун. Днём мы посетили Теотиуакан – самый крупный древний город западного полушария. Добирались автобусом, при этом слух наш услаждал дуэт гитаристов-виртуозов — почти как у нас в пригородной электричке. И вот — «город, где люди становятся богами» (пер. с ацтекского). В сети выложено достаточно много информации об этот объекте ЮНЕСКО. Со своей стороны скажу, что город произвёл сильное впечатление (т.е. добавить больше нечего).
Вечером на бюджетном рейсе мы вылетели в Канкун, где были встречены хозяевами зарезервированного хостела и доставлены на место ночёвки. Канкун – столица туристической зоны полуострова Юкатан, на котором в своё время располагалось государство Майя. Соответственно, предполагалось отдохнуть-поплавать-понырять на пляжах, заглянуть в сеноты и осмотреть древние руины. Передвигались на арендованной машине (50 дол.\сутки). Апартаменты обошлись 40 дол.\чел. В Мексике, в отличие от Кубы, можно неплохо питаться, закупая продукты в супермаркетах, которые там гораздо дешевле, чем во Владивостоке. Т.е. наряду с несколькими видами текилы в магазинах огромное разнообразие съестных продуктов. Например, слово «говядина» в испанском представлена пятью словами, поэтому только полупродукты из парной говядины занимают большой прилавок. А какие там морепродукты! Большой популярностью пользуется авокадо, которое мексиканцы добавляют в большинство блюд. Пробовать очень дешевые блюда, изготовленные на обочине улицы, мы не рискнули и периодически заглядывали в ресторанчики. Надо сказать, что «острота» блюд нас вполне устраивала.
OLYMPUS DIGITAL CAMERAМоре на пляжах Юкатана такое же, как и на кубинской «ривьере». Температура воды в январе была 25-260 С, что весьма комфортно для плавания. На всех пляжах, которые мы посетили, предлагаются разнообразные услуги: оборудование для дайвинга и снорклинга, ячейка для хранения вещей, душ и т.д. Интересно, что если на Кубе для снорклинга давали маску-трубку-ласты, то для мексиканского побережья обязательным дополнением к этому набору является … спасательный жилет! Наиболее интересным местом нам показался пляж Akumal, который находится в получасе езды от Playa del Carmen, где мы остановились. Мы наблюдали, как после формирования группы «ныряльщиков» инструктор ведёт их за собой на участок воды, огороженный буйками, на всякий случай нанизав их через кольца на жилетах на верёвку. Когда мы захотели самостоятельно поплавать-понырять со своим снаряжением, то были с позором изгнаны специальным охранником территории, передвигающимся на каноэ. Тем не менее, нам иногда удавалось проникнуть на охраняемую территорию, смешавшись с какой-нибудь группой «ныряльщиков». Там, на глубине менее двух метров, мы встретили не менее трех видов скатов, включая хвостокола, и черепах с бирками на ластах. На рифах можно встретить чёрных ежей с длинными тонкими иглами и множество рыб, включая крупных промысловых.
«Сеноты (исп. cenote, «сеноте») — естественные провалы, образованные от обрушивания сводов известняковых пещер, в которых протекают подземные воды. Сеноты находятся на полуострове Юкатан в Мексике и близлежащих островах Карибского бассейна. В прошлом использовались древними индейцами майя в качестве водных источников и мест для жертвоприношений. Название пришло из языка индейцев майя от слова ts’onot («тсонот», «колодец»). Майя называли сеноты «вратами в царство мертвых» и считали их воды священными» (Википедия).
Нам удалось поплавать-понырять в нескольких сенотах. Это настоящие пещеры, оформленные сталактитами и сталагмитами. Вода – пресная и теплая. По ощущениям это ближе всего к турецкой бане: тепло, полумрак, гул голосов, полуголые люди …
OLYMPUS DIGITAL CAMERAПосещение развалин древних поселений. Эта часть программы для меня была наиболее интересной. Загадки древних цивилизаций будоражат ум: почему южноамериканцы не изобрели колеса при столь развитой у них астрономии (ведь на небе всё круглое и вращается; знаменитый календарь майя – тяжелый, но круглый и его проще всего было докатить до заказчика); каким образом государство майя с многотысячными вооруженными силами и агрессивной политикой было покорено двумя сотнями испанцев, каково предназначение пирамид и т.д. Мы наведались в города майя Coba и Tulum, связанные между собой древней дорогой. Географически Coba располагается в джунглях на площади 120 кв.км, тогда как Tulum на берегу моря. Можно сказать, что Tulum это порт Coba. По прибытии в Coba мы взяли велосипеды и отправились на осмотр руин. Можно предположить, что обитатели города жили в деревянных хижинах, которые не сохранились до наших дней. Скорее всего, о нас они не подумали и потому не оставили документов, объясняющих их архитектурные идеи. Экскурсоводы имеют большое поле для фантазий, которые зиждутся на очень обрывочных сведениях, почерпнутых из противоречивых источников. Самая высокая пирамида, по их версии, служила для отправления религиозных ритуалов, которые сопровождались человеческими жертвоприношениями. Но так ли это было на самом деле? Кто этим интересуется, может почитать доступную литературу. Для меня же главным было прикоснуться к древним артефактам и побывать в местах «силы». Судя по моим ощущениям, такими местами и являются пирамиды. OLYMPUS DIGITAL CAMERAВзобравшись на вершину пирамиды в Coba, мы услышали русскую речь и с удовольствием отметили, что половина присутствующих здесь – русские. Надо сказать, что не все туристы рискуют «покорять» этот памятник архитектуры, хотя восхождение занимает всего несколько минут. Уж очень крут путь! Говорят, что с таких пирамид иногда кто-нибудь сваливается. Был и случай с летальным исходом (жертва богам?). Наша прогулка по древнему городу прошла без эксцессов и зарядила нас энергией. На мой взгляд, архитектура Coba и Tulum сильно различается. Экскурсия по Tulum навеяла воспоминания о руинах о. Крит. Есть что-то общее между портовыми городами! Или архитектором Tulum был грек? Судя по большому количеству экскурсантов, это место весьма популярно среди туристов. Здесь не надо взбираться на пирамиды, нет зарослей, в которых могут прятаться опасные животные (змеи). Кроме того, прямо у развалин находится отличный пляж! Там мы погрузились на катер и были доставлены на барьерный риф, где под присмотром инструкторов поплавали среди кораллов.
Обратный путь на Родину пролегал через Канкун, Мехико и Гавану. В Гватемалу и Гондурас заглянуть, к сожалению, не удалось. В Мехико мы провели прекрасный день. Основным объектом посещения на этот раз был Антропологический музей, один из лучших музеев мира. Здесь находится знаменитый календарь майя, на котором, как говорили, обозначена дата апокалипсиса. Здесь же выставлено на обозрение множество замечательных артефактов, оставшихся от ушедших навсегда цивилизаций Центральной Америки. К сожалению, про новый календарь майя мы так ничего и не узнали.
OLYMPUS DIGITAL CAMERAПерелёт на Кубу занял 2,5 часа. И вот мы снова в Гаване — в предвкушении вечерней встречи с Фламенко. Сейчас много говорят о «потеплении» отношений Кубы и США. Действительно, уже в самолете соседом по креслу оказался американец-пенсионер, впервые направляющийся на Кубу. В очереди на паспортный контроль он подошёл к нам как старый приятель, сделав вид, что мы для него зарезервировали место. Интересно, что к нему тут же подошла сеньорита из службы безопасности и проверила документы и всё остальное. В Гаване мы отправились в специальный павильон для приобретения сувениров. Оказалось, что тут по базару слонялось множество ну очень уж возрастных граждан США с пришвартовавшегося туристического парохода (совсем новое явление для Кубы).
И всё-таки в каком-то смысле прикоснуться к Гондурасу, как ни странно, нам удалось. Но это был всего лишь один из медведей, представлявших эту страну на выставке Buddy Bears в Гаване.
Наша прогулка по Гаване завершилась в ресторане – разумеется, с Фламенко. А на следующий день мы вылетели в заснеженную Москву…OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Текст и фото: Валерий Кожемяко.